Житие и страдания святого славного великомученика
Пантелеимона
Издание Подворья Русского на Афоне
Свято - Пантелеимонова монастыря Москва 1994
(Переведено святителем Феофаном из Матафраста.
Сличено и со св. Димитрием Ростовским)
Когда в царствование Максимиана, лютого христиан мучителя,
великое всюду належало на верующих во Христа гонение, и исповедники пресвятого имени Иисус - Христова в большем количестве
были избиваемы по всем градам и весям, пострадал в Никомидии,
городе Вифинском и св. великомученик Пантелеимон. Сей великий
и дивный между мучениками страстотерпец Христов в сем же горо-
де родился от отца сановитого и богатого, именем Евстрогия, и
матери Еввулы. Отец его был предан идолопоклонническому нечестию и тепло прилежал ему; матерь же была христианка, от
прародителей наученна была святой вере, и усердно работала Христу
Господу. Таким образом они, будучи соединены телесно, до противоположности разделены были духом: тот служил ложным богам,
а эта единому истинному Богу приносила жертву хвалы.
Родивши сего, о коем предлежит нам слово, первенца своего,
они дали ему имя Пантолеон, что означает - по всему лев, как
имевший льву уподобиться мужеством. Но после он был Свыше переименован в Пантелеимона, т.-е., всемилостивца, - когда показал себя ко всем милостивым, исцеляя безмездно всякия болезни
и неоскудно помогая нуждаюшимся из оставшагося ему от отца
имения.
Пока был еще Пантолеон в детстве, мать воспитывала его в
христианском благочестии, научая его знать единого нстинного
Бога, на небесах сущаго, Господа нашего Иисуса Христа, веро-
вать в Него и угождать ему добрыми делами, а идольского многобожия всячески отвращаться. Отрок усердно внимал матернему
учению, и отчастипонимал его, сколько доступно оно отроческому
разуму. Но к прискорбию недолго пришлось ему пользоваться ма-
терним попечением, потому что она скоро отошла ко Господу,
оставив дитя свое не зрелым и по возрасту и по разуму. По
смерти же ее, отрок естественно пошел вслед отцова заблуждения, будучи водим им к идолам и учим их нечестию.
Пришло, наконец, отроку время обучения, и отец сначала отдал его учиться грамматике, а потом и другим наукам. Когда же
увидел, что он довольно уже успел в этих науках и в греческой
словесности, вручил его славному в то время врачу Ефросину,
учиться врачебному исскуству. Здесь он, по быстроте своих
способностей, скоро оставил позади себя всех своих сверстников
и соучеников, подобаясь птице безкрылой, которая быз большого
труда легко пролетает повсюду, стремительностью полета удобно
разсекая воздух. Был он к тому же добр нравом, в обхождении и
беседах приятен и красив лицем; от чего всем был любезен, у
всех был на языке и почитался всеми за некое диво. Скоро стал
он известен и самому Максимиану царю, который в то время жил в
Никомидии и мучил христиан, - сжег 20-ть тысяч (память их 24
декабря) св. мучеников в церкви, в день Рождества Христова,
убил св. Анфима епископа (память его 3 сентября), и многих
других различными муками разным предал смертям. Во дворец этого мучителя, как придворный врач, часто приходил Евфросин, и к
самому царю и к другим придворным лицам. Когда же приходил он
туда, приходил с ним и отрок Пантолеон, и все дивились красоте
его, благонравию и разуму. Не пропустил его без внимания и
царь, когда увидел его при сем однажды, но подозвав к себе
расспросив, кто он, откуда и чей сын; и уведав все, повелел
учителю его поскорее и поусерднее обучить его всему врачебному
исскуству, имея в мысли взять его к себе в дворец, как достой-
ного предстоять царю и служить.
В те дни был там в Никомидии некий просвитер - старец, по
имени Ермолай, который с некоторыми христианами укрывался,
страха ради нечестивых, в одном малом и невзрачном доме. Пантолеону, когда он шел к учителю своему и возвращался домой,
путь лежал мимо этого малого дома, в котором укравался Ермолай. Старец, видя часто Пантолеона, когда он проходил мимо, и
по внешнему его виду, по поступи, движениям, взору очей прозревая внутренюю доброту его души, как по раковине узнают крою-
щуюся в ней маргаритку, уразумел, что он имеет быть избранным
сосудом Богу, и достойным труда делом почел уловить такую душу. Почему однажды, когда обычно следовало юноше проходить ми-
мо, вышел он из дома на встречу ему и упросил зайти к себе на
малое время. Юноша смиренный и благопослушный, охотно вошел к
старцу, ничтоже сомняся. Старец, посадив его близ себя, начал
спрашивать о роде его и родителях, о том, какой он веры и о
всей жизни его. Юноша все рассказывал ему подобно и поведал,
что мать его, бывшая христианкою, умерла, а отец жив еще и, по
еллинскому обычаю, почитает многих богов. При сем спросил его
св. Ермолай: ты же. чадо доброе, какой части и какой веры желаешь быть, отчей или матерней? На это Пантолеон ответил: мать
моя, когда была жива, научила меня своей вере, и я желал бы ее
веры; но отец, как большую имеющий власть, заставляет меня
жить по его вере, желая при том доставить мне место при дворе.
А какое учение проходишь ты, спросил старец. Юноша отвечал:
я изучаю Асклипиево, Ипократово и Галиново исскуство (учения
выдающихся врачей древности). Так угодно отцу моему; но и учитель мой удостоверяет меня, что если я научусь этому, как следует, то силен буду излечивать всякую человеческую болезнь и
помощью этого исскуства преодолевать всякое страдание тела нашего. Эти слова подали св. Ермолаю повод к спасительной беседе, и он начал в сердце юноши, как на добрую землю, сеять семя
божественных словес, и как как в добрый сосуд вливать божест-
венное миро веры, говоря: поверь мне, добрейший юноша, истину
тебе говорю, что Асклипиево, Ипократово и Галиново исскуство
малозначительно, и что средства, ими предлогаемые, не во многом могут помогать употребляющим их; да и сами боги, которых
царь Максимиан, отец твой. и прочие еллины почитают, суть
пустые басни,легких умов праздное изобретение, и помогать они
нисколько ни в чем не могут. Един же есть истиннй и всесильный
Бог, Господь Иисус Христос, в Которого если уверуешь, то одним
призыванием всесвятого имени Его будешь прогонять всякие бо-
лезни. Он слепым подавал прозрение, мертвым воскресение, про-
каженным очищение, демонов же, которых Максимиан и все еллины
покланяются, единым словом и повелением изгонял из людей. И не
только Сам Он, но и одежды Его цельбоподательны были; ибо жена, кровотечением 12 лет страдавшая, как только коснулась
воскрылия одежды Его, тот час получила исцеление. Но кто может
чудесные Его дела исчислить подробно? Исчислять Его великие и
дивные дела тоже есть, что исчислять песок морской, звезды не-
бесные и капли водные. Он и ныне присущь рабам Своим, как
способник и помощник им непобедимый, утешает в печалях, избав-
ляет от бед, дает исход находящимся в тесных обстоятельствах;
и все сие творит, не ожидая молитв и прошения, но предваряя
самое уготование к тому сердца. И не только это, но и боящимся
Его Он дает силу чудрдействовать, и при том в большей мере,
нежели Сам чудодействовал, завершая сие дарованием жизни веч-
ной в славном небесном царствии Его.
Все сии слова, как добрая земля, прияв в сердце свое и сокрыв их в нем, Пантолеон поверил им, как истинным, и сладко поучался в них умом своим. Старцу же сказал: Все это я часто
слыхал от матери своей, и нередко видал ее молящеюся и призывающею Бога, Которого ты проповедуешь. С сего времени Пантоле-
он каждый день заходил к старцу - просвитеру, наслаждаясь доб-
рыми его беседами, и все более и более утверждался в святой
вере Христовой. Всякий день ходил он к учителю своему - врачу;
и возвращаясь от него, не прежде входил в дом свой, как усла-
див наперед слух свой душеспасительными словесами старца.
Случилось ему однажды, возвращаясь от учителя своего Ефросина, немножко уклониться с пути по какой-то нужде; и видит
он отрока мертвого и подле него находящуюся ехидну, как бы в
показание, кто совершил убийство: очевидно было, что эта гадина ужалила его и он умер. Страх объял Пантолеона и он немного
отступил назад; но скоро потом пришел в себя и помыслил: вот
верный случай искусить и делом удостовериться, воистину ли не
ложно сказанное старцем Ермолаем. Помыслив сие, он воззрел на
небо и сказал: Господи Иисусе Христе, хотя я недостоин призывать Тебя, но если благоволишь, да буду раб Твой, яви силу
Твою, и сотвори, да во имя Твое отрок оживет, ехидна же мертва
да будет. И тот час как бы от сна отрок восстал живым, а ехидна рассеклась полма и пала мертвою.
Тогда Пантолеон, в совершенную пришедши веру во Христа,
возвел свои душевные и телесные очи на небо и благословил Бога, со слезами и радостию благодаря Его, что извел его из па-
губной тмы в свет ведения спасительной истины. За тем, не будучи более в состоянии удерживать в себе объявшую его духовную
радость, течет к святому Ермолаю, рассказывая ему бывшее, как
мертвый отрок ожил силою имени Иисуса Христа, и как смерто-
носная ехидна пала мертвою, - и просит у него себе божествен-
ного крещения. Слыша это, святый Ермолай, встав, пошел с ним
посмотреть издогшую ехидну и, видев, возблагодарил Бога,что
благоволил совершить такое чудо и им привел Пантолеона в со-
вершенное Себя познание; возвратясь же в дом, окрестил юношу
во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и совершив святую литур-
гию во внутренней клети своей, причастил его божественных Тайн
Тела и Крови Христовых.
По принятию святого крещения, Пантолеон пробыл у старца Ер-
молая семь дней, помазанными его словесами орошая сердце,
утучняя душу, и чрево исполняя реками благодатными, по слову
Господа: реки от чрева верующего потекут воды живы в обильней-
шее приношение духовных плодов на благо верующим всем, благо-
датию Христовою. Когда же настал восьмой день, приходит он к
отцу своему. Отец, увидев его, спросил: - где был ты, сын мой,
столько дней пред этим? я был в большом о тебе безпокойстве,
не случилось ли стобою что неожиданное и нежелаемое? Он ответил: - одного из царедворцев схватила тяжкая болезнь, и мы, я
и учитель, ходили за ним. Как он очень любезен царю и достоин
всякого попечения; то нам неудобно было оставить его и мы про-
были при нем семь дней, пока он н евыздоровел. Сказал же это
Пантолеон не как лжелюбец, но как притчею таинственно и гада-
тельно истину прикрывая, которую не пришло еще время прямо от-
крыть отцу: под учителем разумел он не Ефросина, а Ермолая
пресвитера, дворцем царским называл ту внутренюю клеть, в коей
совершалась божественная тайна, а больным - душу свою, не-
бесному царю любимую, которая духовным врачевством была целима
семь дней. Когда после того на другой день он пришел к учителю
своему Ефросину, спросил его и тот: где был ты столько дней?
Он ответил: - отец мой купил село и посылал меня принять его;
мне нельзя было отлучиться оттуда, и я по неволе умедлил там,
пока не осмотрел со вниманием всего купленного; оно драгоценно
и никакое другое стяжание н еможет идти в сравнение с ним. - И
это сказал он иносказательно, разумея св. крещение, которое
приял, и причие таинства св. веры, которые уведал и которым
цены нет, - так как они стяжаны Кровью Христовою. Услышав это,
Ефросин не стал спрашивать его более.
После сего внешние дела потекли обычным чередом; внутренно
же блаженный Пантолеон, исполнен будучи благодати Божией и
нося в себе сокровище св. веры, весь объят был заботою об от-
це, как бы извести его из тьмы идолобесия и привести в свет
познания Христова, желая за рождение от него по плоти, поелику
не мог воздать равным, воздать, воздать несравненно большим,
возрождением духовным. С этой целью не упускал он ни одного
случая, будто мимоходом, предлагать ему вопросцы относительно
идолопочитания неудоборазрешимые, и тем мало-помалу колебать
его приверженность к идолопоклонству. Так говорил он ему: от-
це! от чего это боги стоячие, как сначала поспавленны были,
так и доселе стоят и никогда не садятся, а те которые сделаны
сидячими, доныне сидят т никто никогда не видал их вставшими?
Слыша такие и другие подобные им вопросы, отец недоумевал, как
их разрешить, и начал по немногу колебаться в своем о богах
высоком мнении и охлаждаться к почитанию их; что видя св. Пан-
толеон радовался, величал имя Иисуса Христа и благодарение Ему
возсылал, что по крайней мере колебающимся сделал Он отца его,
разделяющим свое сердце (Осии 10,2) и уже не приносящим, как
обычно, обильных жертв идолам.
На первых порах св. Пантолеон порывался было не раз сокру-
шить и истребить всех отцовских идолов, которых по дому было
много; но удержался, не желая раздражать отца, так как тот
очень дорожил ими. Лучше, говорил он себе, я убеждением, кро-
тостью и терпением доведу его до уверования во Христа, и тогда
мы оба вместе истребим их. За такие чувства к отцу, Даровавший
заповедь чтить отца, приняв как жертву Себе Самому эти сыновья
чувства Пантолеона, скоро доставил ему случай, - и отца своего
тихо и кротко привести к вере, и самому себе стяжать великую
награду. Ибо между тем, как Пантолеон так сложился в мыслях
своих, приходят к нему некие, ведя с собою слепца; стучат в
дверь и спрашивают, дома ли Пантолеон, врач; узнав же что дома, ожидают его. Тот, услышал, что пришли имеющие к нему нужду, вышел к ним с поспешностью, пригласив с собою и отца. Увидев же слепца, спросил, что ему нужно. Тот сказал: света ищу,
которого лишился, и которого слаще ничего нет для людей. Смилуйся над моим несчастием и не оставь меня жить такою несовершенною и как бы половинчатою жизнию, но дай видеть солнце; по-
тому что в таком положении мы живые ни чем не лучше сущих во
аде. Все врачи, какие есть в этом городе лечили меня, и не
только никакой не принесли пользы, но и лишили и того малого
света, который еще оставался у меня. Я все истратил не этих
добрых врачей, а от них получил вместе с потерею имения потерю
и зрения. Сжалься же надо мною. Св. Пантолеон сказал ему: на
других врачей ты все истратил, никакой не получив пользы; мне
же что ты дашь если я уврачую тебя и ты опять станешь видеть?
Все, что еще осталось у меня, тотчас положу к ногам твоим, от-
ветил тот. На это Пантолеон сказал: дар зрения Бог, Отец сетов
подаст тебе чрез меня недостойного раба Своего; а что обещал
ты мне - раздай ты бедным, когда возвратишься отсюда здоров.
Услышав это, отец его стал отклонять его от такого начинания, говоря: сын мой возлюбленный! не берись за это дело, ко-
торого совершить не можешь, чтоб, в случае не успеха, не быть
осмеяному. Ибо что можешь ты больше тех старейших тебя врачей,
лечивших его и не могших вылечить? Пантолеон отвечал ему: Что
я хочу употребить для этого человека, того не знает ни один
врач; между ними и учителем научившим меня сему - большое
расстояние. Подумав, что он говорит это об Ефросине, отец сказал: я слышал, что и учитель твой лечил этого человека, и ничем, не помог. На это Пантолеон так отозвался: подожди немного, отец мой, и само дело покажет, права ли моя уверенность в
успехе. Сказав сие, коснулся он очей слепого и, призвав имя
Христа Господа, помолился об исцелении его и сказал: во имя
Господа Иисуса Христа, просвещающего ослепленных, прозри и
виждь. И тотчас отверзлись очи его, и он прозрел. В тот час
уверовал во Христа Евстрогий отец Пантолеонов и явно исповедо-
вал веру свою; уверовал в Господа и прозревший слепец, двойное
получив прозрение, вместе с телесным и душевное; ибо слепотствовали и душею, будучи усердным поклонником идолов. Оба
уверовавшие тогда же получили крещение от пресвитера Ермолая и
сопричислены к сонму верующих. И исполнились все радости духовной о благодати и силе Иисуса Христа. Но на этом не могла
остановиться ревность по вере Евсторгия, как отца великого
Пантолеона. Движимый ею, спешил он показать, сколь искренно
возненавидено им прежнее заблуждение, и начал сокрушать всех
бывших в доме его идолов, в чем помогал ему и Пантолеон. Сокрушив всех и раздробил на мелкие части, ввергли их в глубокий
ров и засыпали землею, как достойных всякого забвения.
Не много после сего времени спустя, умирает отец Пантолеонов, - умирает смертию телесною, так как от душевной избавился
уже через веру и святое крещение. А Пантолеон, получив таким
образом свободу к удовлетворению давняго своего желания отрешиться от всего, всег домочадчев своих отпустил на свободу,
щедро одарив каждого, а прочее оставшееся ему от отца имение
пошло по рукам бедных, больных, вдов, сирот, убогих и иждива-
лось на страждущих за веру. Начал он обходить темницы и узилища, доставляя содержавшимся в них все потребное, требующих
исцеления исцелял, и нуждающимся давал возможность забывать о
своей бедности.
--------------------------------------------------------------
Диоклитиан и Максимиан издали указ о гонении на христиан в 303 г. в конце февраля. И тотчас начались мучения. Но Диоклитиан
скоро отправился в Рим. В Никомидии остался один Максимиан.
Вот почему в страдании св. Пантелеимона не упоминается о Диоклитиане. Св. Пантелеимон пострадал в этом же 303 году, скоро
после св. Анфима епископа Никомидского, страдавшего в начале
гонения. Он усечен во главу 27 июля, когда и празднуется. |