Житие и страдания святого славного великомученика Пантелеимона

Издание Подворья Русского на Афоне Свято - Пантелеимонова монастыря Москва 1994
(Переведено святителем Феофаном из Матафраста. Сличено и со св. Димитрием Ростовским)

Когда в царствование Максимиана, лютого христиан мучителя, великое всюду належало на верующих во Христа гонение, и исповедники пресвятого имени Иисус - Христова в большем количествеВеликомученика Пантелеимон были избиваемы по всем градам и весям, пострадал в Никомидии, городе Вифинском и св. великомученик Пантелеимон. Сей великий и дивный между мучениками страстотерпец Христов в сем же горо- де родился от отца сановитого и богатого, именем Евстрогия, и матери Еввулы. Отец его был предан идолопоклонническому нечестию и тепло прилежал ему; матерь же была христианка, от прародителей наученна была святой вере, и усердно работала Христу Господу. Таким образом они, будучи соединены телесно, до противоположности разделены были духом: тот служил ложным богам, а эта единому истинному Богу приносила жертву хвалы. Родивши сего, о коем предлежит нам слово, первенца своего, они дали ему имя Пантолеон, что означает - по всему лев, как имевший льву уподобиться мужеством. Но после он был Свыше переименован в Пантелеимона, т.-е., всемилостивца, - когда показал себя ко всем милостивым, исцеляя безмездно всякия болезни и неоскудно помогая нуждаюшимся из оставшагося ему от отца имения. Пока был еще Пантолеон в детстве, мать воспитывала его в христианском благочестии, научая его знать единого нстинного Бога, на небесах сущаго, Господа нашего Иисуса Христа, веро- вать в Него и угождать ему добрыми делами, а идольского многобожия всячески отвращаться. Отрок усердно внимал матернему учению, и отчастипонимал его, сколько доступно оно отроческому разуму. Но к прискорбию недолго пришлось ему пользоваться ма- терним попечением, потому что она скоро отошла ко Господу, оставив дитя свое не зрелым и по возрасту и по разуму. По смерти же ее, отрок естественно пошел вслед отцова заблуждения, будучи водим им к идолам и учим их нечестию. Пришло, наконец, отроку время обучения, и отец сначала отдал его учиться грамматике, а потом и другим наукам. Когда же увидел, что он довольно уже успел в этих науках и в греческой словесности, вручил его славному в то время врачу Ефросину, учиться врачебному исскуству. Здесь он, по быстроте своих способностей, скоро оставил позади себя всех своих сверстников и соучеников, подобаясь птице безкрылой, которая быз большого труда легко пролетает повсюду, стремительностью полета удобно разсекая воздух. Был он к тому же добр нравом, в обхождении и беседах приятен и красив лицем; от чего всем был любезен, у всех был на языке и почитался всеми за некое диво. Скоро стал он известен и самому Максимиану царю, который в то время жил в Никомидии и мучил христиан, - сжег 20-ть тысяч (память их 24 декабря) св. мучеников в церкви, в день Рождества Христова, убил св. Анфима епископа (память его 3 сентября), и многих других различными муками разным предал смертям. Во дворец этого мучителя, как придворный врач, часто приходил Евфросин, и к самому царю и к другим придворным лицам. Когда же приходил он туда, приходил с ним и отрок Пантолеон, и все дивились красоте его, благонравию и разуму. Не пропустил его без внимания и царь, когда увидел его при сем однажды, но подозвав к себе расспросив, кто он, откуда и чей сын; и уведав все, повелел учителю его поскорее и поусерднее обучить его всему врачебному исскуству, имея в мысли взять его к себе в дворец, как достой- ного предстоять царю и служить. В те дни был там в Никомидии некий просвитер - старец, по имени Ермолай, который с некоторыми христианами укрывался, страха ради нечестивых, в одном малом и невзрачном доме. Пантолеону, когда он шел к учителю своему и возвращался домой, путь лежал мимо этого малого дома, в котором укравался Ермолай. Старец, видя часто Пантолеона, когда он проходил мимо, и по внешнему его виду, по поступи, движениям, взору очей прозревая внутренюю доброту его души, как по раковине узнают крою- щуюся в ней маргаритку, уразумел, что он имеет быть избранным сосудом Богу, и достойным труда делом почел уловить такую душу. Почему однажды, когда обычно следовало юноше проходить ми- мо, вышел он из дома на встречу ему и упросил зайти к себе на малое время. Юноша смиренный и благопослушный, охотно вошел к старцу, ничтоже сомняся. Старец, посадив его близ себя, начал спрашивать о роде его и родителях, о том, какой он веры и о всей жизни его. Юноша все рассказывал ему подобно и поведал, что мать его, бывшая христианкою, умерла, а отец жив еще и, по еллинскому обычаю, почитает многих богов. При сем спросил его св. Ермолай: ты же. чадо доброе, какой части и какой веры желаешь быть, отчей или матерней? На это Пантолеон ответил: мать моя, когда была жива, научила меня своей вере, и я желал бы ее веры; но отец, как большую имеющий власть, заставляет меня жить по его вере, желая при том доставить мне место при дворе. А какое учение проходишь ты, спросил старец. Юноша отвечал: я изучаю Асклипиево, Ипократово и Галиново исскуство (учения выдающихся врачей древности). Так угодно отцу моему; но и учитель мой удостоверяет меня, что если я научусь этому, как следует, то силен буду излечивать всякую человеческую болезнь и помощью этого исскуства преодолевать всякое страдание тела нашего. Эти слова подали св. Ермолаю повод к спасительной беседе, и он начал в сердце юноши, как на добрую землю, сеять семя божественных словес, и как как в добрый сосуд вливать божест- венное миро веры, говоря: поверь мне, добрейший юноша, истину тебе говорю, что Асклипиево, Ипократово и Галиново исскуство малозначительно, и что средства, ими предлогаемые, не во многом могут помогать употребляющим их; да и сами боги, которых царь Максимиан, отец твой. и прочие еллины почитают, суть пустые басни,легких умов праздное изобретение, и помогать они нисколько ни в чем не могут. Един же есть истиннй и всесильный Бог, Господь Иисус Христос, в Которого если уверуешь, то одним призыванием всесвятого имени Его будешь прогонять всякие бо- лезни. Он слепым подавал прозрение, мертвым воскресение, про- каженным очищение, демонов же, которых Максимиан и все еллины покланяются, единым словом и повелением изгонял из людей. И не только Сам Он, но и одежды Его цельбоподательны были; ибо жена, кровотечением 12 лет страдавшая, как только коснулась воскрылия одежды Его, тот час получила исцеление. Но кто может чудесные Его дела исчислить подробно? Исчислять Его великие и дивные дела тоже есть, что исчислять песок морской, звезды не- бесные и капли водные. Он и ныне присущь рабам Своим, как способник и помощник им непобедимый, утешает в печалях, избав- ляет от бед, дает исход находящимся в тесных обстоятельствах; и все сие творит, не ожидая молитв и прошения, но предваряя самое уготование к тому сердца. И не только это, но и боящимся Его Он дает силу чудрдействовать, и при том в большей мере, нежели Сам чудодействовал, завершая сие дарованием жизни веч- ной в славном небесном царствии Его. Все сии слова, как добрая земля, прияв в сердце свое и сокрыв их в нем, Пантолеон поверил им, как истинным, и сладко поучался в них умом своим. Старцу же сказал: Все это я часто слыхал от матери своей, и нередко видал ее молящеюся и призывающею Бога, Которого ты проповедуешь. С сего времени Пантоле- он каждый день заходил к старцу - просвитеру, наслаждаясь доб- рыми его беседами, и все более и более утверждался в святой вере Христовой. Всякий день ходил он к учителю своему - врачу; и возвращаясь от него, не прежде входил в дом свой, как усла- див наперед слух свой душеспасительными словесами старца. Случилось ему однажды, возвращаясь от учителя своего Ефросина, немножко уклониться с пути по какой-то нужде; и видит он отрока мертвого и подле него находящуюся ехидну, как бы в показание, кто совершил убийство: очевидно было, что эта гадина ужалила его и он умер. Страх объял Пантолеона и он немного отступил назад; но скоро потом пришел в себя и помыслил: вот верный случай искусить и делом удостовериться, воистину ли не ложно сказанное старцем Ермолаем. Помыслив сие, он воззрел на небо и сказал: Господи Иисусе Христе, хотя я недостоин призывать Тебя, но если благоволишь, да буду раб Твой, яви силу Твою, и сотвори, да во имя Твое отрок оживет, ехидна же мертва да будет. И тот час как бы от сна отрок восстал живым, а ехидна рассеклась полма и пала мертвою. Тогда Пантолеон, в совершенную пришедши веру во Христа, возвел свои душевные и телесные очи на небо и благословил Бога, со слезами и радостию благодаря Его, что извел его из па- губной тмы в свет ведения спасительной истины. За тем, не будучи более в состоянии удерживать в себе объявшую его духовную радость, течет к святому Ермолаю, рассказывая ему бывшее, как мертвый отрок ожил силою имени Иисуса Христа, и как смерто- носная ехидна пала мертвою, - и просит у него себе божествен- ного крещения. Слыша это, святый Ермолай, встав, пошел с ним посмотреть издогшую ехидну и, видев, возблагодарил Бога,что благоволил совершить такое чудо и им привел Пантолеона в со- вершенное Себя познание; возвратясь же в дом, окрестил юношу во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и совершив святую литур- гию во внутренней клети своей, причастил его божественных Тайн Тела и Крови Христовых. По принятию святого крещения, Пантолеон пробыл у старца Ер- молая семь дней, помазанными его словесами орошая сердце, утучняя душу, и чрево исполняя реками благодатными, по слову Господа: реки от чрева верующего потекут воды живы в обильней- шее приношение духовных плодов на благо верующим всем, благо- датию Христовою. Когда же настал восьмой день, приходит он к отцу своему. Отец, увидев его, спросил: - где был ты, сын мой, столько дней пред этим? я был в большом о тебе безпокойстве, не случилось ли стобою что неожиданное и нежелаемое? Он ответил: - одного из царедворцев схватила тяжкая болезнь, и мы, я и учитель, ходили за ним. Как он очень любезен царю и достоин всякого попечения; то нам неудобно было оставить его и мы про- были при нем семь дней, пока он н евыздоровел. Сказал же это Пантолеон не как лжелюбец, но как притчею таинственно и гада- тельно истину прикрывая, которую не пришло еще время прямо от- крыть отцу: под учителем разумел он не Ефросина, а Ермолая пресвитера, дворцем царским называл ту внутренюю клеть, в коей совершалась божественная тайна, а больным - душу свою, не- бесному царю любимую, которая духовным врачевством была целима семь дней. Когда после того на другой день он пришел к учителю своему Ефросину, спросил его и тот: где был ты столько дней? Он ответил: - отец мой купил село и посылал меня принять его; мне нельзя было отлучиться оттуда, и я по неволе умедлил там, пока не осмотрел со вниманием всего купленного; оно драгоценно и никакое другое стяжание н еможет идти в сравнение с ним. - И это сказал он иносказательно, разумея св. крещение, которое приял, и причие таинства св. веры, которые уведал и которым цены нет, - так как они стяжаны Кровью Христовою. Услышав это, Ефросин не стал спрашивать его более. После сего внешние дела потекли обычным чередом; внутренно же блаженный Пантолеон, исполнен будучи благодати Божией и нося в себе сокровище св. веры, весь объят был заботою об от- це, как бы извести его из тьмы идолобесия и привести в свет познания Христова, желая за рождение от него по плоти, поелику не мог воздать равным, воздать, воздать несравненно большим, возрождением духовным. С этой целью не упускал он ни одного случая, будто мимоходом, предлагать ему вопросцы относительно идолопочитания неудоборазрешимые, и тем мало-помалу колебать его приверженность к идолопоклонству. Так говорил он ему: от- це! от чего это боги стоячие, как сначала поспавленны были, так и доселе стоят и никогда не садятся, а те которые сделаны сидячими, доныне сидят т никто никогда не видал их вставшими? Слыша такие и другие подобные им вопросы, отец недоумевал, как их разрешить, и начал по немногу колебаться в своем о богах высоком мнении и охлаждаться к почитанию их; что видя св. Пан- толеон радовался, величал имя Иисуса Христа и благодарение Ему возсылал, что по крайней мере колебающимся сделал Он отца его, разделяющим свое сердце (Осии 10,2) и уже не приносящим, как обычно, обильных жертв идолам.
На первых порах св. Пантолеон порывался было не раз сокру- шить и истребить всех отцовских идолов, которых по дому было много; но удержался, не желая раздражать отца, так как тот очень дорожил ими. Лучше, говорил он себе, я убеждением, кро- тостью и терпением доведу его до уверования во Христа, и тогда мы оба вместе истребим их. За такие чувства к отцу, Даровавший заповедь чтить отца, приняв как жертву Себе Самому эти сыновья чувства Пантолеона, скоро доставил ему случай, - и отца своего тихо и кротко привести к вере, и самому себе стяжать великую награду. Ибо между тем, как Пантолеон так сложился в мыслях своих, приходят к нему некие, ведя с собою слепца; стучат в дверь и спрашивают, дома ли Пантолеон, врач; узнав же что дома, ожидают его. Тот, услышал, что пришли имеющие к нему нужду, вышел к ним с поспешностью, пригласив с собою и отца. Увидев же слепца, спросил, что ему нужно. Тот сказал: света ищу, которого лишился, и которого слаще ничего нет для людей. Смилуйся над моим несчастием и не оставь меня жить такою несовершенною и как бы половинчатою жизнию, но дай видеть солнце; по- тому что в таком положении мы живые ни чем не лучше сущих во аде. Все врачи, какие есть в этом городе лечили меня, и не только никакой не принесли пользы, но и лишили и того малого света, который еще оставался у меня. Я все истратил не этих добрых врачей, а от них получил вместе с потерею имения потерю и зрения. Сжалься же надо мною. Св. Пантолеон сказал ему: на других врачей ты все истратил, никакой не получив пользы; мне же что ты дашь если я уврачую тебя и ты опять станешь видеть? Все, что еще осталось у меня, тотчас положу к ногам твоим, от- ветил тот. На это Пантолеон сказал: дар зрения Бог, Отец сетов подаст тебе чрез меня недостойного раба Своего; а что обещал ты мне - раздай ты бедным, когда возвратишься отсюда здоров.
Услышав это, отец его стал отклонять его от такого начинания, говоря: сын мой возлюбленный! не берись за это дело, ко- торого совершить не можешь, чтоб, в случае не успеха, не быть осмеяному. Ибо что можешь ты больше тех старейших тебя врачей, лечивших его и не могших вылечить? Пантолеон отвечал ему: Что я хочу употребить для этого человека, того не знает ни один врач; между ними и учителем научившим меня сему - большое расстояние. Подумав, что он говорит это об Ефросине, отец сказал: я слышал, что и учитель твой лечил этого человека, и ничем, не помог. На это Пантолеон так отозвался: подожди немного, отец мой, и само дело покажет, права ли моя уверенность в успехе. Сказав сие, коснулся он очей слепого и, призвав имя Христа Господа, помолился об исцелении его и сказал: во имя Господа Иисуса Христа, просвещающего ослепленных, прозри и виждь. И тотчас отверзлись очи его, и он прозрел. В тот час уверовал во Христа Евстрогий отец Пантолеонов и явно исповедо- вал веру свою; уверовал в Господа и прозревший слепец, двойное получив прозрение, вместе с телесным и душевное; ибо слепотствовали и душею, будучи усердным поклонником идолов. Оба уверовавшие тогда же получили крещение от пресвитера Ермолая и сопричислены к сонму верующих. И исполнились все радости духовной о благодати и силе Иисуса Христа. Но на этом не могла остановиться ревность по вере Евсторгия, как отца великого Пантолеона. Движимый ею, спешил он показать, сколь искренно возненавидено им прежнее заблуждение, и начал сокрушать всех бывших в доме его идолов, в чем помогал ему и Пантолеон. Сокрушив всех и раздробил на мелкие части, ввергли их в глубокий ров и засыпали землею, как достойных всякого забвения. Не много после сего времени спустя, умирает отец Пантолеонов, - умирает смертию телесною, так как от душевной избавился уже через веру и святое крещение. А Пантолеон, получив таким образом свободу к удовлетворению давняго своего желания отрешиться от всего, всег домочадчев своих отпустил на свободу, щедро одарив каждого, а прочее оставшееся ему от отца имение пошло по рукам бедных, больных, вдов, сирот, убогих и иждива- лось на страждущих за веру. Начал он обходить темницы и узилища, доставляя содержавшимся в них все потребное, требующих исцеления исцелял, и нуждающимся давал возможность забывать о своей бедности. --------------------------------------------------------------
Диоклитиан и Максимиан издали указ о гонении на христиан в 303 г. в конце февраля. И тотчас начались мучения. Но Диоклитиан скоро отправился в Рим. В Никомидии остался один Максимиан. Вот почему в страдании св. Пантелеимона не упоминается о Диоклитиане. Св. Пантелеимон пострадал в этом же 303 году, скоро после св. Анфима епископа Никомидского, страдавшего в начале гонения. Он усечен во главу 27 июля, когда и празднуется.



Хостинг от uCoz