Житие преподобного Максима Исповедника
Преподобный Максим Исповедник родился
в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой
христианской семье. В юности он получил разностороннее образование:
изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних
авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда
преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и
добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора
Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился
в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне
Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он
вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и
в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным
его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе
одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха
Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и
уехал в Александрию.
Святой Софроний стал известен к тому времени как
непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV
Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну
(Божественную) природу в Господе Иисусе Христе,
еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли
и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию
отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло
многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь,
усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному
единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась
тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке
оказались занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием.
Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в
Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая
деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся
еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее
окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император
Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить
вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" -
"Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение
об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие,
преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и
беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ,
и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение
к нему", - свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году
- император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый
Констанс II (642 - 668), откровенный сторонник монофелитов.
Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в
Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда
прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший
Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит,
между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый
диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и
пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них.
Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа
Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в
сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там
на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г.
вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по поручению
Константина, константинопольским патриархом Павлом - "Типос" -
"Образец веры", который запрещал всякие рассуждения равно как об
одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа
Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу
Феодора Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой вынести
вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре
649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150
западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди
которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил
монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи
Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он
приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот
приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима
обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был
сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую
тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли
жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку.
Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо:
все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим
предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих
прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в
Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного.
Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13
августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над
могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных
светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим
Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его
экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного
Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к
сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3
октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 января). К
экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное
"Мистагогия" ("Введение о таинстве").
К догматическим трудам преподобного относятся:
изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к
разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о
Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обόжении
человеческой природы.
"Ничто в обожении не есть произведение природы, -
писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо
природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья
обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ
Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что
принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в
нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22). Преподобному
Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает
природу души и ее сознательно-личное существование после смерти
человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о
любви". Преподобный Максим написал также три гимна в лучших
традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя
Григория Богослова. |