Аскетическое и богословское
учение святого Григория Паламы Монах Василий (Кривошеин)
1. Аскетические и гносеологические
основы богословия святого Григория Паламы
Верный духу апофатического богословия,
господствующего восточном святоотеческом предании, свт. Григорий Палама учит,
что Бог умом — непознаваем и словом
— неизречен; однако он не делает из этого вывода
об абсолютной недосягаемости Божества для тварного и о невозможности какого-либо
знания о Нем. По учению свт. Григория Паламы возможность богообщения зиждится
на богоподобии, которым обладает человек, созданный по образу Божию. Как существо
душевное и телесное, предопределенное к господству над тварным, человек больше
оделен этим богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной энергией.
Он — средоточие мира, микрокосм, отражающий
в себе всю вселенную. Само по себе тело человека не есть нечто дурное. Оно может
участвовать в жизни Духа и еще здесь, на земле, может быть преображено Его силой.
Сердце — средоточие всякого духовного и
даже интеллектуального человеческого действия. Затемненный в нас грехом образ
Бога восстанавливается исполнением Его заповедей, и тогда человек обретает в
любви к Богу и своему ближнему способность богообщения, выражающегося главным
образом в молитве, высочайший образ которой —
непрестанная умная молитва. Она определяется как непосредственное соединение
ума с Богом, совершающееся в сердце некиим тройственным действием. Не ограничиваясь
общим учением об умной молитве, свт. Григорий Палама в некоторых своих творениях
останавливается на описании способов, известных под названием "искусство" и
состоящих в согласованности молитвы с дыханием и "омфалоскопией". Приемы эти
он считает полезными, но отнюдь не обязательными, а исключительно вспомогательными.
Они помогают сосредоточить внимание и не позволяют уму рассеиваться. Их действенность
оправдана личностным и церковным опытом как способность тела участвовать в жизни
духа при первостепенном значении сердца и деятельности человека. Несомненно,
в успехе подобной молитвы главное и решающее
— это благодать. Именно в ней совершается соединение
нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским, либо животным.
Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у свт. Григория Паламы
"исихия" и определяется им как приостановка всяческой мысли и всякого мирского,
как мистическое познание и непосредственное видение Бога. В таком состоянии
"неведения", превосходящего какое бы то ни было "знание", человек достигает
богопознания, того познания, которое недоступно интеллектуальной философии.
Жизнь в "исихии" освящена примером Пречистой Девы, которая с самого детства,
отстраняясь от всякого житейского попечения, посвятила Себя храму, созерцанию
и внутренней молитве. Такова сила "исихии"; именно через нее Пресвятая Дева
становится способной к приятию во плотившегося Слова.
2. "Сущность" и "энергия"
Основная мысль богословского учения
свт. Григория Паламы может быть выражена антиномичным, но не противоречивым
утверждением о совершенной недоступности Бога в Его трансцендентности и Его
внемирного бытия и одновременно — о Его
Откровении Себя миру, о Его имманентности миру и реальном присутствии в нем.
"Бог в Себе" совершенно неизречен, неуразумеваем и недоступен. Даже сами понятия
"бытие, сущность, природа" не могут быть приложены к Нему по своей с Ним несоразмерности.
За неимением других терминов свт. Григорий Палама говорит о Его таинственной,
сокрытой и невыраженной "сверх-будущности"!. Но Тот же Бог, ни в чем не лишаясь
Своей недосягаемости, как бы выходит из Себя и открывает Себя тварному миру
через Свои действия. Это Божественное непостижимое действие, это "выступление"
Бога (ярбобсх, Оеой — по терминологии Дионисия
Ареопагита, которой пользуется свт. Григорий) он обычно называет "Божественной
энергией". "Энергия" — не часть Божества
и не представляет Собой нечто от Него отличное или обладающее своей собственной
умаленной ипостасью. Энергия — это Сам Бог,
даже в Своем откровении тварному и в Своем проявлении не умаленный. "Весь Бог"
всецело проявляет Себя в Своих энергиях и тем не менее остается сокровенным.
Святитель Григорий Палама с одинаковой силой подчеркивает сокрытость Бога и
Его откровения миру в энергиях. Они как откровения Троичного Бога присущи Трем
Лицам, и как выражения Самого Божества —
несомненно нетварны, потому что в Боге нет ничего тварного. Имя "Бог" или "Божество",
собственно говоря, означает энергию, потому что Сверхсущность превосходит всякое
наименование. Являясь причиной и энергии, в этом смысле Сверх-Сущность ее превосходит,
откуда и выражение (кстати, идущее от Ареопагита):
"Божество сверхсущное и под-сущностное". Энергии доступны тварному миру, они
им познаются и разделяются в меру его способности сопричастности. Божественная
же Сверх-Сущность доступна только через энергии, а не Сама по Себе. Эти различения
в Боге не противоречат Его единству, нераздельности и простоте и не привносят
в Него большей сложности, нежели различения межипостасные. Энергии, будучи не-ипостасными,
как действия и откровения Самого Бога, как чистая, неизменная и адекватная Его
активность, не превращают Бога в нечто составное.
Следует отметить, что свт. Григорий Палама всегда говорил о себе как о последователе
церковного и традиционного учения, он писал о Божественной Простоте, тогда как
его противники, и древние и современные, пытались доказать, что "паламитское"
богословие с Божественной простотой несовместимо. Мне представляется, что в
основе всех этих дискуссий, не принимая в расчет чисто конфессиональную полемику,
может лежать противопоставленность богословских тенденций апофатиков" и "катафатиков".
По богомыслию “катафатствующих”, Бог понимается прежде всего —
и во всей полноте понятия Бытия — как обладающий
всеми Своими свойствами (единством, простотой и прочим) и подчиненный, в силу
Своего бытийства, законам логики, которые сами онтологически обоснованы. Таким
образом, всякое реальное различение в Боге было бы равносильно утверждению в
Нем частей менее совершенных, чем целое, следовательно, несовместимых с Его
абсолютным совершенством. Для "апофатствующих" Бог не может определяться концепцией
"бытие", и Его свойства не могут так просто к Нему прилагаться. Превосходящий
бытие Бог не может содержаться в рамках логических законов, и было бы затруднительно
видеть в Нем "части" и более совершенное "целое". В общем, наше богословское
мышление неизбежно обретает по отношению к Богу антиномичный аспект, что однако,
нельзя назвать простым противоречием. Именно антиномичностью и отмечено учение
святителя Григория Паламы о содержащейся в Боге Божественной простоте, несмотря
на неизреченное различие Сущности и энергий.
3. Божественный нетварный
Свет
Одно из проявлений божественного
в мире — это нетварный Божественный свет.
Он, как и все энергии Бога, нетварен и тем не менее не есть Его сокрытая и недосягаемая
Сущность. Таков богословский аспект учения о нетварном Свете. Мистический опыт
говорит о нем как об одном из высочайших духовных состояний. Будучи нетварным,
он не может адекватным образом быть выражен понятиями мира тварного и обычно
определяется понятиями негативными: не материальный, нечувственный, нетленный
и тому подобными. Однако свт. Григорий Палама, не принимая его за простую аллегорию,
никогда не отождествляет его с рациональным знамением и всегда оставляет за
ним характер реалистического символа. Аспекты его явлений различны: от внутреннего
озарения до сияния, так сказать, внешнего, способного освещать предметы в темноте
и одновременно воздействовать на сердце человека. Таким был Свет Воскресения
Христова, освещавший во время прихода Марии Магдалины ко гробу его внутренность
и возжегший в ее сердце любовь к Господу. Таким был и Свет Преображения Христова,
— классический, но отнюдь не единственный пример
нетварного Света. Фаворский свет не был преходящим феноменом. Он, как слава
Божия — превечен. В момент Преображения
он был явлен апостолам в соответствии с возможностью их восприятия, и был увиден
ими телесными очами, несомненно, преображенными силой Духа. Возможность подобного
видения совершенно соответствует учению свт. Григория Паламы, говорившего о
способности тела еще здесь, на земле участвовать в духовной жизни. Достижение
полноты видения этого Света возможно только в будущем веке (отсюда и определение
"Царство Божие" или "Тайна Восьмого дня"); но святые еще в этой жизни способны
вкушать "заранее" его плоды. Таинственная Сверх-Сущность Бога
навеки пребывает недосягаемой, но видение ее Славы поистине есть созерцание
"лицом к Лицу", потому что Сам Бог в нем Себя являет. И тогда мы достигаем обожения,
которое есть не простое усовершенствование в добродетели, а дар Божий и таинственное,
благодатно совершаемое изменение нашей природы.
Благодать —
тоже Божественная энергия, и как таковую ее можно было бы отождествлять со светом.
Мы ее видим через ее действия, или, точнее, она —
только один из аспектов своего в нас проявления. Приобщающиеся Божественной
благодати могут, оставаясь существами тварными, становиться, как и сама она,
безначальными и бесконечными. Такой была Пресвятая Дева, эта "грань" мира тварного
и нетварного.
Учение о нетварном Свете в дальнейшем
часто было неправильно истолковано, вероятно, из-за трудности понять возможность
существования света нематериального. Если же мы эту трудность преодолеем, то
легче постигнем всю глубину этого учения, утверждающего подлинность и ценность
мистического опыта, в котором, преодолевая грани тварного, достигается непосредственное
видение Божественного, не впадая, тем не менее, в пантеистическое смешение.
Бог являет Себя в как "истинная и желанная Красота".
4. Заключение. Место святителя
Григория Паламы в православном богословии
Вопрос о месте, занимаемом свт.
Григорием Паламой в православном богословии, был объектом пристрастного обсуждения
в силу полемических или апологетических тенденций лиц, занимавшихся этим вопросом,
вследствие чего его защитники обычно подчеркивали его совершенный традиционализм,
приверженность святоотеческому преданию и письменности, а противники видели
в нем исключительно новатора, а значит — и
еретика. Мы можем, однако, a priori утверждать, что чисто новаторский дух был
бы просто немыслим для религиозного образа мыслей Византии. Сам свт. Григорий
Палама считал себя приверженцем Предания и любил обосновывать свои мысли святоотеческими
свидетельствами. Легкость, с которой он находил нужные ему цитаты, доказывает,
что бы ни говорили его противники, что он пребывал в самом средоточии церковного
аскетического и богословского предания, тесно связанных для него то друг с другом.
И было бы действительно трудно не узнать традиционного и православного характера
его учения об аскетической жизни, умной молитве, Фаворском свете и многом другом.
Однако мы не можем считать свт. Григория Паламу просто компилятором, повторяющим
то, что было сказано до него. Он черпал свое богословие из личного опыта и умел
все традиционные проблемы аскетики и богословия формулировать новым, свойственным
только ему образом. Его учение отнюдь не является собранием разнородных элементов,
а представляет собой гармоническое целое, отмеченное единством мысли. Среди
оригинальных, но отнюдь не "новых" аспектов его богословия следует отметить
мысль о важном значении тела в духовной жизни, о предназначении мира ангельского
и мира человеческого, о деятельности (энергии) человека, а также его апологию
"художественной молитвы" и тематическое развитие, которое он в рамках общего
богословия привносит в богомыслие о Божестве, о нетварном Свете, о сущности
и энергиях, соотнося эти мысли между собой и исследуя их в их соотношении с
"Божественной простотой". В конце концов мы можем сказать, что традиционное
мистическое учение православного Востока обрело в его творениях как свое систематическое
выражение, так и философское и богословское оправдание. Святитель Григорий Палама
своим учением о нетварном Свете и божественных энергиях заложил в основу православного
вероучения незыблемое основание, на котором только можно утверждать действительность
общения человека с Богом и реальность его оббжения, не впадая при этом в пантеистическое
смешение, что было бы неизбежным без различения сущности и энергий. В целом
святитель Григорий Палама — не больший "новатор",
чем святитель Афанасий Великий Александрийский, выразивший в неупотреблявшейся
в его время богословской формуле единосущный —
оцоойспсх; — истинно традиционное учение
Церкви, невзирая на протесты лжетрадиционалистов его времени (полуариан). Как
человека высокой личной святости и одного из столпов Православия, святителя
Григория Паламу с великой любовью почитает вся Православная Церковь.
Гора Афон
Альфа и Омега. №3(6), М., 1995 с.77-82
|