Максим Исповедник. Десять глав о добродетели и пороке.
1. Тяжкие страдания святых
есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть, упорствует, а
добродетель, чтобы остаться непокоренной, все переносит. И зависть борется,
чтобы процветал порок через наказание преуспевающих в добродетели, а
добродетель противоборствует, дабы стойко держались люди благие, даже в тяжких
бедах и страданиях.
2. Подвиг добродетели есть
постоянное борение в трудах, и мужественно выдержавшим их он приносит победный
венец - бесстрастие души, благодаря которому она, соединившись с Богом любовью,
в своем внутреннем расположении удаляется от тела и мира. Ибо телесные мучения
укрепляют душу стойких.
3. Изначала похищенные
прелестью наслаждения, мы предпочли смерть подлинно сущей жизни. И поэтому мы с
благодарением несем телесный труд, умерщвляющий это наслаждение, чтобы, самой
кончиной его упразднив вместе с ним и смерть, получить обратно вернувшуюся к
нам жизнь, [некогда] проданную наслаждению, а [теперь] выкупленную малыми
трудами плоти.
4. Если плоть благоденствует,
то обычно приумножается сила греха. А поэтому ясно, что когда плоть страдает,
добродетели, естественно, присуще возрастать. И мы должны мужественно
переносить страдание плоти, поскольку оно очищает скверну души и обеспечивает
будущую славу. Ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении
с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).
5. Врачи не исцеляют тело,
предлагая всем одно и то же лекарство, - и Бог не врачует болезни души одним
только способом исцеления, годным для всех, но делает [людей] здоровыми,
пользуясь лекарством, подобающим для каждого в отдельности. И мы, исцеляемые,
возблагодарим [Его], даже если случается нам претерпевать мучения, ибо блаженна
конечная цель [врачевания].
6. Ничто так не изобличает
внутреннее расположение души, как возрастание плотских страданий. Ибо если она
поддается им, то являет себя любящей плоть больше Бога, а если пребывает
непоколебимой в потрясениях их, то показывает себя чтущей добродетель паче
плоти. Благодаря этому душа и воспринимает вселение Бога, Который ради нее
претерпел
наши страдания и Который
[победно] возвещает [ей], как некогда возвещал [Своим] ученикам: Мужайтесь:
Я победил мир (Ин. 16:33).
7. Если все святые были
причастниками воспитующего наказания, то и мы, воспитываемые вместе с ними,
возблагодарим [Бога], дабы нам удостоиться стать причастниками их славы. Ибо
Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.
12:6-Притч. 3:11-12).
8. Адам, приняв наслаждение,
предложенное [ему] ребром [его], извел человечество из рая, а Христос мучением
[от ран, нанесенных] копией, рассек это наслаждение и ввел разбойника внутрь
рая. Возлюбим же и мы мучение плоти и возненавидим ее наслаждение. Ибо мучение
вводит и восстанавливает нас в [божественных] благах, а наслаждение выводит и
удаляет от них.
9. Если Бог, ставший
человеком, страдает плотью, то разве не будет радоваться страждущий, имея Бога
Сопричастником в страдании? Ибо [Бог] обеспечивает Царство [Небесное] тому,
кому сострадает. Истину говорит [Апостол]: Если только с Ним страдаем, чтобы
с Ним и прославиться (Рим. 8:17).
10. Если непременно должно мучиться, вследствие примешанного праотцом к [человеческому]
естеству наслаждения, то перенесем мужественно временные страдания, притупляющие
в нас жало наслаждения и освобождающие нас от вечных мук, которые оно влечет.
Творения преподобного Максима Исповедника.
Кн. I. М.: "Мартис", 1993. С. 261-262. Перевод А. Сидорова
|