Прп.Максим Исповедник "К Феопемпту Схоластику"
вопрошающему о «судье неправедном» (Лк. 18:6), [а также о словах]: «Если
кто ударит тебя по правой щеке» (Лк. 6:29; Мф, 5:39) и «Не прикасайся
ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17)
Для кого Слово есть нечто поклоняемое, для тех и жизнь, толковательница слова, есть
нечто добродетельно свершаемое, дабы они, восприняв от [духовного] делания
печать истинного ведения, узнали благодаря
испытанному, насколько важнее быть, чем знать. И быть всегда
[будет] важнее и больше, чем знать, покуда благополучно не свершится [полное]
усвоение [подвизающихся] к Причине [всего]: усвоение, которое покоем
ограничивает движение, а непреложностью воли - [страстные] порывы души; взамен
им даруется, вслед за благодатью, обожение — награда
за священное и богоподобное житие здесь. И ты, богохранимый
владыка, премудро направляя к этому [свою] жизнь, стремишься добиться того, что
через Благость [Божию] предложено всем, но что
ускользает от всех в силу своей беспредельности. Ибо оно иногда подстрекает
[наше] стремление неописуемой и цветущей Красотой, чтобы привлечь к себе; а
иногда, чтобы вышколить [нас], изумлением пред сверхбеспредельным
и божественным Величием хоронит пресыщенность - родительницу гордыни и
порождение разгульного веселья у тех, кто не видит впереди пламенный меч,
поставленный вместе с Херувимами [у сада Едемского] и
обращающийся (Быт. 3:24), а также у тех, кто приступает к добродетели без
страха [Божия]. Но ты, приумножая скромность [свою]
величием преуспеяния в прекрасном и твердо зиждясь [на вере], далеко
продвинулся по пути духовного совершенствования. И меня, неизвестного и
смиренного, удостоил своим знакомством, способом, предоставленным природой: я
имею в виду способом написания послания. Ведь слово связывает [друг с другом]
отсутствующих и являет [никогда] не видевших [друг друга]; через мысль оно
сближает и сочетает [с нами] до сих пор незнакомого нам чувственным образом
[человека], и он, благодаря этой мысли, начинает обретать свои телесные черты.
Поэтому ты, в своей [духовной] преисполненности
возжелав мое ничтожество, подвигнулся к нетелесному
лицезрению [меня]. Явив себя имеющим преимущество в даре
слова, как и в прочих дарах, перед другими [людьми], украшенный всяческими
[добродетелями] вследствие праведной жизни, ты возревновал о том, чтобы
каким-то образом возвести меня, подслеповатого, к созерцанию священных словес,
восхождение к которым превышает [силы] человека, еще не вышедшего за пределы
естества и бытия [вещей] неустойчивых и обладающих протяженностью. И
[все] это — только ради меня, добровольно смешавшегося с грязью этих
[чувственных вещей] и наподобие червя ползающего в навозе нечистых страстей.
Однако ради послушания и уважения к вашей любви, посягая на то, что превышает
[мое] достоинство, я отвечаю на вашу просьбу и высказываюсь о [столь высоких]
предметах - но лишь гадательно, а не утвердительно.
Под «судией неправедным» в
Евангелии образно понимается наше разумение, вследствие преступления [заповеди]
изначала произведшее неправедный суд, поскольку оно не приняло заповеди Творца,
а ухватилось за совет губителя. Поэтому оно и предпочло скорее быть и стать
перстным, чем божественным. «Градом» его является чувство или зримый мир:
связанное с ним и неразумно зиждимое на [чувственных
вещах] наше разумение променяло жизнь в отчизне на обитание в чужих краях, не
боясь Бога и не почитая Его, ради нас ставшего человеком. Не
боялось оно по неразумию, а не почитало — по самоуверенности, ибо неразумие не
предвидит величия [Божественных] приговоров, а самоуверенность не допускает
[возможности] испытания, которого Благость [Божия],
ожидая обращения [человека], до поры до времени не попускает. И по своей
строптивости попав в ловушку этих [пороков, наше разумение] без необходимости
злоупотребляет честью, дарованной Творцом для осуществления должного, то есть
свободой воли. И потому оно вынесло решение, будто являемое [чувствам]
предпочтительнее умопостигаемого [блага] — что не было законным.
Докучающая же вдова есть
разумная душа, лишившаяся разума, сеющего благие по природе [семена] для
плодоношения священных и благочестивых дел. Этот разум одолевается всецелой
любовью и расположением к вдове, но не пребывает [долго в подобном
расположении] вследствие [своего] тяготения и добровольной склонности к земному.
Истцом же ее, то есть души,
является материальное побуждение и помышление жалкой
плоти, которое тщится осквернить прекрасное. [Истцами также являются] нечистые
бесы, помрачающие светлое, когда они, через наслаждение
покоряя нас, ужасным образом напускают на нас позор и страсти нечестия.
Вследствие них естество [человеческое] и было осуждено на смерть, поскольку оно
не удержало [в себе] подлинной радости данной ему изначала жизни.
Докучания [вдовы] суть угрызения и позывы совести, побуждающие
[нас к действию]. Им, исходящим из души, обычно подчиняется,
хотя и медленно, жесткость [нашего] разумения; хотя и неуступчивая по отношению
к прекрасному, по причине своего долгого навыка [в пороке], она не выносит
скрывающегося в глубине [души] и как бы постоянно истязающего и тревожащего
[наше разумение] мучения. [И угрызения совести не прекращаются] до тех
пор, пока не будут попраны, через воздержание и добровольное умерщвление
плотских членов, попирающие душу страсти. Тогда, благодаря благочестию и
совершенной ревности о лучшем, [наше разумение] приводится к родству с Самим Словом. И с этими [угрызениями совести], действующими
естественным образом, отождествляет принадлежащее Ему Самому
и Отцу Бог, превышающий сущность и естество, Господь наш Иисус Христос — ибо
[Писание] гласит: Бог ли не защитит (Як. 18:7) вас — ради меня
воплотившийся и через меня губящий губителя естества [человеческого].
Так в сжатом виде изложил я
[свое понимание] этого [места Священного Писания], насколько то позволила мера
моего разумения. Другие по-иному постигают данное место: одни истолковывают
его, соотнося с Христом, а вторые — с Антихристом. Но мне страшно подумать и
высказать каждое из этих мнений, поскольку подобное сравнение недопустимо. Ибо
защита Сына не меньше, а защита Отца не больше; она вообще является лишь
защитой Сына, и [действует] только через Сына. И о ней как бы сравнительным
образом [Писание] говорит: Бог ли не защитит вас? Ибо [Бог] не имеет
места; Он будет являться совершенно различным,
посредством естества, не могущего совершать равного [Ему], а поэтому
неупорядоченного и лишь изображающего [Существо] возвышенное, как находящееся
выше. Однако недопустимо и невозможно [представлять себе] изобретателя и
учителя зла творящим добро. Ведь не может дерево худое приносить плоды
добрые (Мф. 7:18). А добро есть защита, и оно
надлежащим образом унимает докучание прибегающего [к защите]. Также непозволительно сравнивать с
Антихристом Отца, Подателя всякой добродетели и жизни через Сына — Единородного
и равного [Отцу] по природе и благости. Ибо добру не присуще обнаруживаться
посредством зла, как свету посредством тьмы, жизни посредством смерти или
сущему посредством никоим образом не сущего. Говорю я это не для опровержения
упомянутых [толкователей], ибо благодаря их учению соприкасаюсь я с жизнью и
следую путем ее, но по причине крайней робости и подтверждая собственную посредственность. Мне не подобает точно определять прочтение
[слова] «докучать», в силу моего [глубокого] невежества в подобных вещах,
[которое и сравнивать нельзя] с просвещенностью искушенных и преуспевших [в
них] благодаря своему усердию. Говорят, что прочтение этого
слова должно быть определено [по всем канонам грамматики] и иметь скорее тупое,
чем облеченное ударение, потому что из [подобного рода] слов ни одно не
снабжается облеченным ударением, если только оно не возникает из синэресиса безударного: например, [слова] «мыслю», «делаю»,
«покрываю золотом» и схожие с ними сохраняют и вместе с приставкой ударение на
том же слоге.
Что же касается «правой щеки», то под «правой» я подразумеваю [духовное] делание.
Возникающая в нас через [осуществление] заповедей божественная жизнь целиком
определяет это делание, и [естественно], что оно подвергается ударам лукавого,
предвосхищающего нравственное благородство, производимое деланием. Оно бичуется
самомнением, [происшедшим] из этого, возжигается тщеславием и возносится по
отношению к тем, кто не стяжал подобной [жизни]. Поэтому и следует как бы повернуться
другой, левой [щекой и подставить] уже прошлую, осквернившую нас ложью века
сего, жизнь — и ее постоянно подставлять под удары путем воспоминания. Не обладающим
смирением, которое является как бы священным основанием [благочестия], лучше
умерять себя и быть подвергнутым унижению в качестве грешников, чем быть вознесенными
в качестве святых, а затем пасть через гордыню. И это телесным образом свершаемое
ради повелевшего Господа пусть почитается наряду с [умозрениями], воспринимаемыми
при созерцании, и даже предпочитается им, поскольку [оно служит] священной готовности
и предварительному очищению. Исполняющим это даруется навык душевного благородства,
а тем самым ограничивается неверие бьющего, ибо рвение нанести удар отражается
готовностью принять его, и возможно, что [бьющий] будет пристыжен, если не иным
чем, то подобным избытком покорности. Могущий это сделать никогда не сопротивляется,
удерживаемый повелением [Господа].
Слова же: Не прикасайся ко Мне сказаны
Господом Марии Магдалине, посчитавшей Его за садовника; ими
Он являет и обнаруживает то таинство, что всякая мыслящая душа, еще не
возобладавшая над сросшейся с ней хижиной, а поэтому принимающая Слово только
за Творца возникающих и гибнущих [вещей], ничем не отличающихся от взращиваемых
овощей (ибо в тех и в других наблюдается текучесть [их естества],
ограниченность временем и периодичность), — ради них и к ним, [как считает
она], пришло и снизошло Слово. [Такая душа] недостойна духовного прикосновения
к Слову, а поэтому ищет Его в явленных [вещах]; она знает Его только как
ставшего плотью ради нас, но не ведает подобающим образом Его как Бога,
рожденного от Бога Отца. По всей вероятности, именно об этом заставляют [нас]
думать слова: Я еще не восшел к Отцу Моему, сказанные
к таковым образом расположенной душе, еще не вознесенной [на вершины
созерцания] путем высшего богословия и веры, которыми и ограничивается естество
зримых [вещей]. Такая душа, словно некая галилеянка, еще нуждается в более
совершенном понимании этого и в том, чтобы [Господь], как Воспитатель, возвел
ее посредством созерцания к способности воспринимать Откровение вещей
божественных, постигать, насколько это возможно, Его вместе с логосами,
приведенными Им в бытие в качестве первообразов [зримых вещей]. [Эта душа
нуждается еще и в том, чтобы ей] стать такой, каковым был Господь, ставший и
явленный подобным нам [во всем], кроме греха, - и мы, если сподобимся этого
дара, будем с Ним, лишенные только одной [греховности]
естества. Ныне, принимая сей [дар] через упование и
прославляя его надлежащими делами заповедей, ты уже можешь вкушать радость
этого дара, поскольку уверовал и потрудился. [И радость] твоя бесконечна и преизобильна, так как Податель этого дара сверхсущностным образом превосходит и движение естества, и
постижимость всякого века.
Творения преподобного
Максима Исповедника. Кн. I. М.: "Мартис", 1993. С. 203-207. Перевод А. Сидорова |