Прп. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви
Я знаю вас, боголюбцы, по благодати стойко придерживающиеся
святой любви к Богу и к ближнему, о которой вы печетесь надлежащими способами;
знаю [по опыту общения с вами], когда был с вами, и не в меньшей (если не в
большей) степени [знаю теперь], когда отсутствую, что вы изведали, каковы суть
свойства Божественной любви и как они называются, а поэтому обладаете, по добродетели,
этим божественным даром, неописуемым и беспредельным, который не только изливает
благодеяния на присутствующих, но и возжигает рвение в отсутствующих, отделенных
[от вас] большим пространством. Каждый раз убеждаясь через приходящих сюда и
через ваши драгоценные послания, которые, как в зеркале, отражают подобающий
вам образ божественной благодати, в вашем преуспеянии в этой любви, я, естественно,
радуюсь и веселюсь. И возношу благодарения за вас Богу, Подателю всяческих благ,
не переставая вместе со святым Апостолом восклицать: Благословен Бог и Отец
Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением
в небесах (Еф. 1:3). Знаю и совершенно уверен в том, что святая душа ваша любовью
в духе неразрывно связана с моей жалкой душой, узами дружбы имея закон благодати,
благодаря которому незримо сочетаетесь со мною и заставляете сорадоваться с
вами, заглаживая мой стыд, рожденный грехом, даром, уделяемым от ваших доброт.
Ибо подлинно нет ничего более богообразного, более таинственного, более возвышающего
людей до обожения, чем Божественная любовь. Она содержит в себе и собирает воедино
все блага, о которых слово истины говорит как о [множестве] видов добродетели,
и она никоим образом не связана всеми видами зла и удалена от них, будучи исполнением
закона и пророков. Являясь наследником закона и пророков, таинство любви делает
нас из людей богами; сосредотачивая в себе вселенский смысл отдельных заповедей,
она, по благоволению [Божиему], единообразно объемлет им эти заповеди и, по
Домостроительству [Божиему], распределяет их многоразличным образом.
Каков же образ этих благ, который стяжала любовь? Не есть
ли она вера — первая основа всякого благочестия, удостоверяющего обладающего
ею и в бытии Бога, и в бытии божественных [вещей]; дарующая тем, кто зрит эти
вещи, более полное и великое представление о них, чем глаз, прикованный к зримым
формам чувственных вещей? Не есть ли она надежда, в самой себе зиждущая в качестве
основы подлинно сущее Благо и держащая его сильнее и полнее, чем рука, завладевшая
каким-либо плотным материальным предметом, доступным осязанию? Не она ли дарует
верующим и преисполненным надеждой духовное наслаждение, по внутреннему расположению
своему обладая будущими [благами], как настоящими? Не есть ли она .смирение,
первое основание добродетелей, благодаря которому мы можем обрести познание
о самих себе и отбросить прочь суетное возбуждение гордыни? Не есть ли она кротость,
которой мы побиваем и хулы, и похвалы, отстраняясь от противоположных зол —
докучаний, славы и бесчестия. Не есть ли она душевное благородство, вследствие
которого мы, и страдая, остаемся неизменными в своем отношении к поступающим
дурно, не испытывая к ним никакой вражды? Не есть ли она милосердие, благодаря
которому мы добровольно усваиваем себе чужие несчастья и которое не позволяет
нам забывать о сродниках и соотечественниках. Не есть ли она воздержание и стойкость,
долготерпение и доброта, мир и радость, которыми мы легко унимаем жгучее кипение
и возжигание ярости и похоти? Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих
благ, будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей, она ведет и приводит
живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага.
Ибо вера, прочно зиждущая истину, есть основа того, что
следует за ней, — я имею в виду надежду и любовь. Надежда же, будучи силой,
[скрепляющей] любовь и веру, являет собой то, во что должно верить и что должно
любить, и научает, как должно через нее совершать путь к этому. А любовь есть
исполнение их: всею собою охватывая весь предельный предмет желания и прекращая
их движение к нему, она вместо веры в его бытие и надежды на его будущее осуществление
дарует собою вкушение его в настоящем. Собственно говоря, только она одна представляет
человека сущим по образу Творца, мудро подчиняя разуму то, что находится в нашей
власти, но не склоняя [выю самого] разума перед этим. Она убеждает волю двигаться
соответственно естеству и не бунтовать против логоса природы. Ибо благодаря
этому логосу мы все можем обладать как одним естеством, так и одной волей и
одним хотением, будучи [созвучными] с Богом и друг с другом и не отдаляясь от
Бога и друг от друга, если, конечно, избираем в качестве основополагающей идеи
закон благодати, посредством которого мы добровольно обновляем закон естества.
Поскольку в начале диавол, прельстивший
человека, через себялюбие злонамеренно [заманил] его в искусно придуманную
ловушку, обманув приражением наслаждения, то он отделил нашу волю от Бога
и друг от друга. Отклонив с прямого пути [человека, лукавый] разделил образ
бытия естества его, расчленив его на множество мнений и представлений; со
временем он учредил в качестве закона поиск и нахождение всяческого зла,
используя для этого силы нашей [души], и для постоянного пребывания зла
во всех [людях] заложил лукавое основание — неуступчивость воли. Благодаря
ей [диавол] сразу убедил человека отвратиться от соответствующего естеству
движения и направить свое желание от дозволенного к запретному. Тем самым
в человеке возникли три величайших и первичных порока, являющихся, если
сказать просто, родителями всякого порока: неведение, себялюбие и тирания
зависящие друг от друга и возникающие друг через друга. Ибо из неведения
Бога [рождается] себялюбие; из себялюбия — тирания над сродным (против этого
нельзя возразить); зиждющим основанием их является приобретенный нами способ
злоупотребления собственными силами, то есть разумом, желанием и яростным
началом. А должно разумом, вместо неведения, через ведение устремляться
в поиске к наиединственнейшему Богу; желанием, чистым от страсти себялюбия,
возбуждаться в любовном томлении к одному только Бoгy; яростным же началом,
отделенным от тирании, бороться за единого Бога. И из этих [устремлений
души] возникает божественная и блаженная любовь (а они — через нее), сочетающая
с Богом боголюбца и являющая его [самого] богом.
И когда с человеком, по его собственной
воле и вследствие прельщения диавола, приключилось зло, то Бог — Творец
[человеческой] природы и мудрый Целитель ее, [уже] истощенный пороком, —
ради любви к нам уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2:7), непреложно
соединив с Собой по ипостаси [человеческое] естество, и весь ради нас, от
нас и через нас настолько стал человеком, что неверующие и Богом Его не
считали. Но Он настолько был Богом, что заложил в верующих неизреченное
и истинное слово благочестия, дабы расторгнуть деяния диавола, вернув естеству
[человеческому] чистоту сил [души], и дабы обновить силу любви — противницу
себялюбия, которое есть и познается как первый грех, первое порождение диавола
и матерь всех следующих за ним страстей. И тот, кто любовью уничтожает себялюбие,
проявляет себя достойным Бога. Вместе с себялюбием он уничтожает и все скопище
порока, не имеющего иной основы или причины своего бытия помимо этого себялюбия.
Таковой человек не знает превозношения, служащего признаком противоборствующей
Богу гордыни — сложного и чудовищного зла; не ведает он преходящей славы,
которая, низвергаясь [в небытие], увлекает с собою и чванившихся ею; он
иссушает зависть, которая сама по справедливости прежде иссушает одержимых
ею, через добровольное благоволение располагая к себе сродных ему людей;
вместе с этими [пороками] он вырывает с корнем ярость, гнев, кровопролитие,
коварство, лицемерие, притворство, злобу, жадность и все то, чем разделяется
единый человек. Ведь когда вырывается себялюбие, которое, как я сказал,
есть начало и матерь зол, то вместе с ним обычно вырываются и все [пороки],
проистекающие из него и следующие за ним: когда оно не существует, то вообще
не может существовать какого-либо вида порока или следов его. Вместо них
[в душу] внедряются всяческие виды добродетели, дополняющие силу любви,
сочетающую человека в единстве логоса [его естества] и образа [существования],
уравнивающую и делающую одинаковым всякое неравенство и различие, [возникающие]
во всех вследствие [греховной] воли. [Эта же сила любви] ведет надлежащим
образом и к достохвальному неравенству, благодаря которому каждый сознательно
настолько привлекает к себе ближнего и его предпочитает самому себе, насколько
он раньше отталкивал его и был склонен возвышаться над ним. Через эту силу
любви [человек] добровольно освобождает себя от самого себя, отделившись
от представлений и свойств, которые он [был склонен] мыслить относящимися
к себе соответственно [греховной] воле. Он собирает себя в единую простоту
и тождество, сообразно которым никто никоим образом не отделяет своего от
общего, но каждый — для каждого и все — для всех, и, более того, для Бога
скорее, чем друг для друга имеют единое существование, являя собою (и в
естестве, и в воле) наиединственнейший логос бытия и Бога, мыслимого в этом
логосе. Ведь вместе с Богом должен созерцаться и к Нему, как к Причине и
Создателю, должен возводиться логос бытия сущих, которому свойственно сохраняться
в нас невредимым и незапятнанным путем постоянного внимания и очищаться
от бунтующих против него страстей через разумное рвение к добродетелям и
через проистекающие из них труды.
Возможно, это и осуществил великий
Авраам, и самого себя восстановив в логосе естества, и этот логос восстановив
в самом себе, а поэтому возвращенный Богу и сам получивший обратно Бога,
— ибо можно сказать и так, и этак, поскольку и то, и другое представляется
истинным. Он удостоился видеть Бога, как человека, и принять Его у себя,
[как гостя], вследствие совершенства логоса естества, [которого он достиг]
через [свое] человеколюбие. Он был вознесен к Богу, отвергнув свойство разделенных
и разделяющих и не считая уже другого человека за нечто иное, чем он сам,
но ведая, что единое есть как бы все, а все — как бы единое. Ибо [Авраам]
духовным оком своим взирал не на логос [греховной] воли, являющейся (до
тех пор, пока она остается непримиренной с естеством) основой раздора и
разделения, но на наиединственнейший логос естества, всегда неизменный,
вместе с которым, как мы знаем, непременно обнаруживается Бог и через который
Он проявляется как Благой, усваивая Себе собственные творения, поскольку
тварь не может познать Бога таким, каков Он есть Сам по Себе. Ведь невероятно,
чтобы с Простым и Тем же Самым мог соединиться тот, кто в самом себе не
стал простым и тем же самым, но остался еще, вследствие [греховной] воли,
разделенным на многие части относительно [единой] природы. [Для этого необходимо
ему] прежде через человеколюбие сочетать волю с природой и показать, что
в обеих [существует один и тот же] миролюбивый и не склонный к мятежу логос,
движение которого никогда не направлено к чему-либо иному помимо Бога. Соответственно
этому логосу, у принявших сей дар естество [человеческое] всегда пребывает
неделимым и нераздельным, не разрываемое на части множеством [видов] инаковости,
проистекающих из [греховной] воли. Ибо они уже не разделяют естество то
так, то иначе, становясь то одними, то другими, но в отношении к тем же
самым остаются теми же самыми, не обращая внимания на то своеобразие каждого,
которое возникает вследствие [греховной] воли и в силу чего разделяются
разделенные. Наоборот, они устремляют свой взор на общее и нераздельное,
[существующее] во всех соответственно природе, в силу чего и соединяются
разделенные, не вводя вместе с собой ничего разделяющего. Через это в обладающих
[подобным даром] проявляется Бог, Который по Своему Человеколюбию обретает
форму соответственно особенности добродетели каждого и от нее Он воспринимает
наименование. Ибо совершенным делом любви и пределом деятельности ее является
приуготовление к тому, чтобы путем соотносительного взаимодаяния свойства
сочетаемых ею (и наименования их) подобали друг другу, а тем самым чтобы
сделать Бога человеком, а человека проявить как бога и провозгласить в качестве
такового через единое и неизменное намерение и побуждение обоих по воле.
Это мы и обнаруживаем у Авраама и остальных святых, и оно равно сказанному
от лица Бога: И в руках пророческих уподобился (Ос. 12:10), [дабы показать],
как Бог, вследствие Своего великого Человеколюбия, уподобляется каждому,
в зависимости от его деятельного осуществления добродетели, объединяющего
[всех]. Ибо “рука всякого праведника” есть его добродетельное делание, в
котором и через которое Бог воспринимает подобие человеческое.
Итак, любовь есть великое благо,
первое и исключительное из [всех] благ, она сочетает собою Бога и обладающих
ею людей, позволяя Творцу человеков являться, как человеку, через полное
подобие в благе, [которого достигает] обоженный, насколько то доступно человеку.
Данное подобие осуществляется, я думаю, тогда, когда любят Господа Бога
от всего сердца, души и силы, и когда [любят] ближнего, как самого себя.
Это есть, если попытаться объять [любовь] определением, всецелая внутренняя
связь с Первым Благом и с всеобщим Промыслом о естестве всего рода [человеческого].
Выше этого нельзя подняться боголюбцу, прошедшему через все образы благочестия.
Эту связь мы знаем как любовь и именуем любовью, не считая любовь к Богу
и любовь к ближнему за нечто раздельное, но признавая ее всю целиком за
единую и ту же самую, ибо ею мы обязаны Богу и она сочетает людей друг с
другом. Ибо осуществлением и ясным доказательством совершенной любви к Богу
является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное
благоволение. Ведь божественный Апостол Иоанн говорит: Ибо не любящий брата
своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.
4:20). Любовь есть путь истины (Ин. 14:6), и ею называет Себя Слово Божие,
Которое представляет Богу и Отцу идущих этим путем чистыми от всяческих
страстей. Она есть дверь (Ин. 10:9), и входящий через нее вступает в Святая
святых, став достойным созерцателем недоступной красоты Царственной и Святой
Троицы. Она есть истинная виноградная Лоза (Ин. 15:1), и плотно привившейся
к корню ее удостаивается стать причастником Божественного качества. Через
нее существует и передано всякое научение закона, пророков и Евангелия,
дабы мы, возжелав неизреченных благ, вверили наше горячее желание образам
[осуществления добродетелей], через любовь к Творцу настолько почитая творение,
насколько оно служит Ему и насколько того требует логос естества, устанавливающий
в качестве закона равночестие и исключающий из естества всякое неравенство,
проявляющееся вследствие предубеждения к какому-либо человеку, поскольку
этот логос всех заключает в самом себе единой силой тождества.
Ради любви Сам Создатель естества
(дело неслыханное и приводящее в трепет!) облачился в наше естество, непреложно
соединив его с Собою по ипостаси, дабы остановить распыление этого естества
и собрать его в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким различием,
[порожденным греховной] волей, ни относительно Него, ни относительно себя
самого. Он ясно указал всеславный путь любви, подлинно божественной и обоживающей,
ведущей к Богу и, как говорится, являющейся Богом. Этот путь, который в
начале покрылся терниями себялюбия, [Господь] Своими страстями ради нас
предзапечатлел в Себе и предоставил его всем, [уже] чистым от [всяких] препятствий.
Камни на этом пути он разметал с помощью Своих учеников, как Сам предвозвестил
в пророках: И камене, еже на пути, разметите (Ис. 62:10). Надлежащим образом
Он убедил нас настолько придерживаться Его и друг друга, насколько Он Сам
Собою, предвосхищая это, показал, пострадав ради нас. Ради этой любви все
святые до конца противостояли греху, не заботились о здешней жизни и стойко
сопротивлялись многовидным способам смерти, дабы, [уходя] от мира, сочетаться
с самими собой и с Богом, соединив в себе разорванные части [человеческого]
естества. Любовь есть истинное и безупречное богомудрие верных, концом которого
является Благо и Истина. Ибо благом и истиной являются человеколюбие и любовь
к Богу по вере; они суть отличительные признаки любви, сочетающей людей
с Богом и друг с другом, а поэтому и обладающей неукоснительным постоянством
благ.
И вы, благословенные, от всей души
возлюбили этот божественный и блаженный путь, чтобы, подвизаясь в подвиге
благом, достичь конца [его]. А поэтому вы незыблемо придерживаетесь того,
благодаря чему достигается предел этого пути, я имею в виду человеколюбия,
братолюбия, странноприимничества, нищелюбия, сочувствия, сострадания, смирения,
кротости, душевного благородства, терпения, негневливости, долготерпения,
стойкости, доброты, спокойствия, благоволения и миролюбия ко всем. Из них
и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу,
Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него
Христос, говорит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит эяа, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда
не перестает (1 Кор. 13:4-8), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего
и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает
таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: Сей путь повелений
моих, и закон сей во век. Вей держащиеся ея, в живот виидут; оставивший
же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь
иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждому. Блажен ecи, яко угодная
Богу тебе разумна суть (Вар. 4:1—4). Научися, где есть смышление, где есть
крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет
очес и мир (Вар. 3:14). Посему любовию вечною возлюбил тя, того ради вовлекох
тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися (Иер. 313-4). Стоните на
путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть
путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим (Иер. 6:16).
И опять говорится через Исаию: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже
обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему
был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская (Ис. 48:17-18).
И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая
[глаголы] от великого Иеремии: блажен ecи, еже совлек ризы плачевные и озлобления
твоего — то есть [совлек] ветхого человека, истлевающего в обольстительных
похотях”, и облекся в благолепие, яже от славы Божией вовек — то есть [облекся]
в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся
во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного
— то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости,
посему Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя
твое во веки, мир правды, и снова благочестия.
Помимо этих словес я не имею ничего,
что бы [могло] показать незримое расположение [моей] души, ибо у меня нег
ничего, равного вашим благам, дабы преподнести это Бoгy и вам. Я лишь могу,
насколько то в моих силах, удивляться вам, воспринимать [толику] ваших [духовных]
достижений, радоваться вместе с вами, умилостивившими Бога благими делами,
через вас восхвалять добродетель, а через добродетель, сочетавшую вас с
Богом, воспевать и [Самого] Бога. Ведь, как то кажется мне, одно и то же
— хвалить вас и добродетель, и воспевать Бога, даровавшего вам сияние этой
добродетели, которая по благодати обоживает вас в Боге, изглаживая признаки,
свойственные человекам, и очеловечивает, по снисхождению, Бога в вас, благодаря
усвоению [вами], насколько это доступно человеку, божественных свойств.
Творения преподобного Максима Исповедника.
Кн. I. М.: "Мартис", 1993. С. 146-153. Перевод А. Сидорова
Взято: http://www.mrezha.ru/theology/work_file.asp?id_work=709 |