Святитель Григорий Палама. Омилия I [1]. О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники

Воистину, мы все - братья, как происходящие от единого Владыки и Творца, Которого по сей причине и общим Отцом стяжали; но таковое общее братство мы имеем и в отношении к бессловесному и даже неодушевленному естеству. Но мы, кроме того, являемся братьями друг другу, как сущие от одного земнородного Адама и единые сотворенные по образу Божию; но и это - обще и нам и всем народам вообще. Мы же, сверх всего, являемся братьями друг другу и как чада одного и того же народа и граждане одного и того же города; но особенно - как все обладающие богатством иметь общую Матерь - Священную Церковь и Православие, Начальник которого и Совершитель есть Христос, по естеству Сын Божий, Который не только наш Бог, но благоволил и Братом нам быть и Отцом; и не только это, но и Главою, собирая всех нас во единое Тело и сотворяя, чтобы мы были членами друг друга и Его Самого. Ибо Господь, после Своего тридневного Возстания от мертвых, явившись пришедшим ко гробу женам, сказал им: "Идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят" (Мф.28:10). Видите ли: как Он удостаивает назвать Себя Братом нашим? Поэтому и Апостол говорит о Нем: "Не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии" (Евр.2:16-17). Но поскольку Христос является и Отцом нашим, возродившим нас чрез святое крещение и Его божественной благодатью, то посему Он называет Своих Учеников - "чадами", и идя на спасительную Страсть, возвещает, что не оставит их сиротами; отсюда опять Апостол говорит: "Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола" (14). И что мы все о Христе - единое Тело, то и это Павел хорошо ведает, говоря: "Вы же есте Тело Христово и уди от части" (1Кор.12: 27). Ибо как тело - одно, а обладает многими членами, и, в свою очередь, все члены одного тела, будучи многими, однако представляют одно тело, так и Христос: ибо во едином Духе мы все были крещены во единое Тело.

Итак, единая купель, братие, была для нас возрождением и рождением в Боге; единая вера, единая надежда, единый Бог над всеми и чрез всех и во всех нас, соединяющий нас с Собою силою божественной любви и творящий нас членами друг друга и Его Самого. Но по действию диавола, наступившая, а лучше сказать - не однажды наступившая, но часто приходящая ненависть и любовь изгнала и уничтожила наше единство, бывшее по причине любви - и в отношении друг к другу, и в отношении Бога; эта ненависть не только разлучает друг от друга общие члены города и как бы приводит его в расслабленность, но и производит возмущения и непримиримые раздоры и, сделав сограждан врагами друг другу, придала нашему городу вид города, захваченного врагами, несчастным образом восстанавливая его против самого себя и делая его коварным и враждебным к самому себе, так что, находясь в таком пагубном состоянии, он сам для себя стал загадкой. Потому что, кто это те, кто делают набеги на город и к тому же иногда разрушают дома, и расхищают имущества в домах, и с великим бешенством отыскивают хозяев домов и немилосердно и бесчеловечно дышат против них убийством? - Разве, не сами жители этого города?! Кому приключилось это безумие, кому принадлежат эти вопли, и нападения, и набеги? Разве не тем же самым гражданам этого города, от которых он некогда видел столько добра. О, горе! Увы, какое великое бедствие! - Город сам с собою воюет, сам от себя терпит войну, своими собственными ногами попираются, своими собственными руками разрушаются, своими собственными боевыми кличами приводится в смятение, когда то, что лучшее в нем попирается и худшая часть несчастным образом завладевает. Разве сия болезнь, которая вам приключилась, не гораздо ли хуже той, которую имели описанные в Евангелии расслабленные? И насколько хуже и пагубнее - злодейство, чем их состояние бездействия (бывшего вследствие их расслабленности)?

Но, слыша это, не приходите в недовольство: потому что я это вам говорю не в целях порицания, но для того, чтобы познав болезнь, хотя бы теперь вы стали внимательны, остерегаясь ее, и поискали бы причину, почему вы впали в нее, и пожелали бы выздоровления, и проявив тщание, получили и сохранили здоровье, когда Бог вам дарует исцеление и укрепит вас в нем, как Он это сделал в отношении оных (евангельских) расслабленных: ибо Он не только исцелил их, но и силу им даровал, так чтобы каждый и одр свой, на котором лежал, взявши, мог бы непреткновенно шествовать. Но что было причиной болезни в оных расслабленных? - Этих расслабленных было двое: один - в Иерусалиме, лежавший у Силоамской купели; а другой - в Капернауме, носимый четырьмя людьми. Итак, что было причиной болезни в них? - Грех. И это Господь показал. Ибо видя веру одного расслабленного, прежде чем даровать ему здравие, Господь говорит ему: "Чадо, отпущаются ти греси твои" (Мф.9:2); а другого, найдя уже после исцеления, говорит ему: "Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет" (Ин.5:14). Итак, как, греховность каждого из них, изгнавшая здравие, сделала их расслабленными, так и у нас - общая греховность, изгнавшая любовь, сделала нас врагами друг другу. Ибо разве не по причине лишь грехолюбивой воли вашей, вы нарушили те узы, именно - любовь - которые связывают нас с Богом и друг с другом. Потому что "за умножение беззакония, изсякнет (охладеет) любы многих", говорит Господь в Евангелиях (Мф.24:12); а когда совсем охладеет любовь, тогда не возможно оставаться божественной благодати и отеческому попечению.

Но дабы чрез пример представить вам настоящее бедствие, скажу, что душа каждого из нас подобна - лампаде, как елей - имея делание добра, как фитиль - любовь, на котором почивает, как свет - благодать Божественного Духа. Когда же не достает этого елея, т.е. доброделания, то присущая душе, как фитиль, любовь, по необходимости иссякает: и таким образом, свет божественной благодати и отеческого попечения отлетает; потому что добродетель и любовь, бежа оттуда, уносят с собою и эти дарования; и когда Бог отвращает лице Свое, тогда наступает полное смятение, о чем пророк Давид говорит: "Отвратиши лице Твое, и смятутся" (Пс.103:29). Таким образом, как следствие греховности, приходят гражданские смятения и непорядки, принося с собою всевозможные виды зла, и вселяя в зачинщиков мятежей и мятежников князя зла, который превращает их в зверей, и без преувеличения скажу, что он тех, которыми возобладает, делает приобретающими нрав демонов. Таким образом, тот, который от начала - человекоубийца и человеконенавистник, делает человека человекоубийцей и противником Жизнодавца Христа, а тем более - ослушником и противящимся земным царям или духовному отцу и пастырю и учителю.

Итак, обратитесь на путь Евангелия Христова и крепко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушие вечно процветало и было постоянным, и вновь обратит к вам лице Свое Господь и вместе с миром воспочиет в нас благодать Божиего Духа. Оный Иерусалимский расслабленный лежал при исцеляющей больных Силоамской купели, так и вы отнюдь не отступали от излучающей мир Церкви Христовой. Но подобно тому, как оный человек не имел помощника, который бы посодействовал ему получить благодать от сей купели, так и у вас не было здесь Пастыря, который бы проповедовал мир и собирал расточенные члены и слагал их друг в отношении друга, и изгонял из Тела Церкви Христовой болезнь и болезненное состояние, наступившие вследствие (овладевшей всеми) ненависти. Но теперь мы уже назначены к вам и вместе с вами составляем одно целое о Христе, и о Христе умоляем вас, как если бы Он чрез нас молил вас: примиритесь с Богом! Познайте родство друг с другом, не только по душе, но и по плоти, происходящее от родителей ваших. Вспомните бывшие раньше дни мира: какими благами его вы наслаждались и которых всех ныне вы лишились. Не засчитывайте причиненное кому зло, и не желайте воздать злом за зло, но добром побеждайте зло, укрепляя взаимную любовь, чтобы стяжать вам любовь Божию и свою любовь проявить к Нему. Потому что, для нелюбящих своих братьев, невозможно иметь любовь к Богу, ни от Него иметь, как плод сего - благодать и божественное о себе попечение. Послушайте меня, ныне пришедшего к вам, братие, и, согласно Господнему повелению, благовествующего всем мир прежде всего и ко всем, и посодействуйте мне в этом, и простите друг друга, если кто на кого имеет огорчение, как и Христос простил вас, дабы вам стать сынами мира, а это - то же, что сказать - сынами Божиими. Ибо Он есть Мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду упразднивый на Кресте Своем. Он Сам сказал Своим Ученикам, и чрез них - нам, чтобы, когда мы войдем в какой город или дом, возвещали мир им; и примирение является всем делом Его пришествия; и именно ради сего, преклонив небеса, Он сошел на землю; почему и Давид предрек о Нем: "Возсияет во днех Его правда и множество мира" (Пс.71:7); и в ином псалме опять же так о Нем говорит: "Яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему" (Пс.84:9). И песнь Ангелов, бывшая во время Рождества Его, показывает, что ради того, чтобы доставить мир, Он с небес сошел к нам: "Слава", - воспеваюших, - "в вышних Богу и на земли мир, во человецех благоволение" (Лк.2:14). И уже совершив спасительное домостроительство, Он оставил мир, как наследие для присных Ему, говоря: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин.14:27). И еще: "Мир имейте между собою" (Мк.9:50); и: "О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою" (Ин.13:35). И последняя молитва, (благословение), которую Он дал нам, восходя к Своему Отцу, утверждает любовь друг к другу: Даждь им, - говорит, - "да вси едино будут" (Ин.17:21).

Итак, да не отпадем от отеческой молитвы (благословения) и да не лишимся наследия Небесного Отца, ни печати и знамения свойственности в отношены Его, дабы не лишиться нам и сыновства, и благословения, и ученичества в отношении Его, и не потерять нам обетованную (вечную) жизнь, и не стать отрезанными от духовного брачного чертога и услышать от Самого Начальника Мира, Отца: не знаю вас; уйдите от Меня, виновники ненависти, вражды и соблазнов. Дабы не случилось нам это выстрадать, Он, чрез Своих Святых Учеников и Апостолов послал всему миру мир; почему и они в своих беседах и писаниях ставили его прежде всех иных слов, говоря в виде вступления: "Благодать вам и мир от Бога".

И мы, как исполнители их учения, только что пришли к вам, возвещая мир, и вместе с Павлом говорим вам: "Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа" (Евр.12:14). Если же без наличия мира со всеми, никто не увидит Бога, то разве увидит Бога в будущем веке тот, который даже со своими согражданами не живет в мире? Напротив, разве не услышит тогда: "Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни" (Ис.26:10)?! Но да не случится вам услышать этих ужасных слов, а примирившись и собравшись во едино, благодаря миру, и любви, и единодушию, возымейте среди вас Его, согласно Его сладостному обещанию, - Господа нашего Иисуса Христа, облегчающего нам тяготу нынешней жизни, а в надлежащее время, дарующего вечную жизнь и славу и царство, которое да сподобимся и мы все получить благодатью и человеколюбием Дарователя мира, Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания
1. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia I: colonna 9-17. De pace ad invicem servanda. Dicta post tertiam diem adventus sui Thessalonicam.

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. - М.: Паломник, 1993 // Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). - Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1965, сс. 15-20.



Хостинг от uCoz