Монашеское делание
Сборник поучений святых отцов и подвижников благочестия
составил священник Владимир Емеличев
Содержание
Часть 1
Слово св. Феодора Студита
Цель монашеского делания
Монашество
Человек
Страсти
Часть2
Борьба с духами злобы поднебесными и страстями и приобретение
добродетелей
Борьба с чревоугодием. Пост
Борьба с блудом. Чистота и целомудрие
Борьба с сребролюбием. Нестяжательность
Борьба с гневом. Кротость
Борьба с печалью и унынием
Борьба с тщеславиеми гордостью.Смиренномудрие
Часть 3
Вера
Внутреннее делание. Молитва
Безмолвие
Труд
Разум
Любовь
Слово св. Антония Великого
СЛОВО СВ. ФЕОДОРА СТУДИТА
Имея в себе светильником горящим чувство к Господу
и вожделение вечных благ, должны мы непрестанно подливать елей помазания, чтоб
светильник сей не погас и не оставил нас во тьме, и мы вследствие того, блуждая
туда и сюда во тьме, не попали в пагубный ров страстей. Елей же сей что есть?
Воспоминание, помышление и рассуждение о том, что прежде было, что есть теперь
и что будет после. Воспомянем же оные дни юности нашей, когда мы или ходили
в неведении, как во тьме, или влаялись в течении дел суетных, как в волнах морских,
или погружались в плотские удовольствия, как в бездну водную; затем помянем,
как оттуда вызвал нас благий Бог, и простерши руку исторг, и путь мирный показал,
внушив нам притещи к сему светлому и святому образу жития; присовокупим и то,
что между тем, как столько и толиких родных наших, знаемых, друзей и приятелей
остались в том же горьком положении, мы одни, как от египетского рабства, избавлены
от него и возведены на высокую гору жительства сего, и отсюда взирая долу, видим,
как люди, вращаясь как в глубочайшем некоем рве, всуе мятутся, друг друга толкают,
друг друга сбивают с ног, в поте лица, как чего-то великого добиваясь земных
благ непостоянных, скоро преходящих и тленных, и что еще сожалетельнее, имея
в воздаяние за то попасть в ад на вечное мучение. За это одно толикое избавление,
какое благодарение должны мы чувствовать и воздавать благодателю нашему Богу?
Будем же непрестанно благодарные к Богу воссылать хвалы, громче Израиля поя
и воспевая: —“Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул
в море” (Исх. 15,1).— Но такое благодарение будет неполно, если мы не будем
надлежащим образом пользоваться благодеянием, то есть строго держать себя в
отвращении от мира, в отчуждении от своих, во вменении ни во что благ земных
и в блаженной покорности уставам нашей (монашеской) жизни.
ЦЕЛЬ МОНАШЕСКОГО ДЕЛАНИЯ
Мф. 25, 34
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания мира.
Лк. 17, 21 Царствие Божие внутрь вас есть.
св. Серафим Саровский
Истинная цель жизни христианской — есть стяжание
Духа Святаго Божияго.
старица схимонахиня м. Рахиль
На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво.
Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие.
игумен Никон
Наше спасение в том и состоит, чтобы спастись,
то есть не попасть в руки демонов, а избавиться от них и войти в Царство Божие,
безконечную, непостижимую здесь радость и блаженство.
св. Ефрем Сирин
Царствие Божие внутрь вас есть. Поелику Сын Божий
в тебе, то и царство Его в тебе. Вот богатство небесное — в тебе, если хочешь
сего. Вот царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее
и без труда найдешь его. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех. Войди в себя,
пребывай в сердце своем, ибо там — Бог.
свт. Феофан Затворник
Поелику первое Божие о человеке определение есть,
чтоб он был в живом союзе с Богом, а союз сей выражается, когда кто умом и сердцем
живет в Боге, то коль скоро кто стремится к такой жизни и тем паче делается
причастным ее в какой-либо мере, о том надо говорить, что он исполняет задачу
жизни, для которой введен в течение бытия. Да сознает сие трудящийся в сем роде
жизни и да не смущается, что не делает явно каких-либо дел, особенно важных.
Это одно совмещает все.
Царствие Божие в нас зарождается, когда ум сочетается
с сердцем, сам срастворившись с памятью о Боге. Человек тогда предает Господу,
как жертву приятную Ему, свое сознание и свободу,
а от Него получает власть над собою, и силою, от Него получаемою, правит всем
своим, внутренним и внешним, как бы от Его лица. Царствие Божие в нас есть,
когда Бог царствует в нас, когда душа во глубине своей исповедует Бога своим
Владыкою, и покорствует Ему всеми силами и Бог властно действует в ней и “производит
в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Флп. 2, 13). Начало сему
царствию полагается в момент решимости работать Богу в Господе Иисусе Христе,
благодатию Святаго Духа. Тогда человек — христианин свое сознание и свободу,
в которых состоит собственно существо человеческой жизни, предает Богу, а Бог
принимает эту жертву и, таким образом, происходит союз человека с Богом и Бога
с человеком, восстановляется завет с Богом, прерванный падением и прерываемый
произвольными грехами.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Конец нашей подвижнической жизни есть Царство
Божие, а цель — чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца.
св. Серафим Саровский
Торжище (Мф. 25, 1 —13) —жизнь наша; двери чертога
брачного затворенного и не допустившего их к жениху — смерть человеческая; девы
мудрые и юродивые — души Христианские; елей — есть получаемая через добрые дела
во внутрь нашего естества благодать Духа Святаго, претворяющего оное из тления
в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную,
от тьмы во свет и от бывшего некогда вертепом существа нашего, где страсти иногда
яко скоты и звери привязаны были к яслям вертепа, то есть вожделениям нашим,—
в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце
и Избавителе и вечном Женихе душ наших.
Так если рассудить обстоятельно о заповедях Христовых
и Апостольских, так дело наше Христианское состоит не в увеличении счета добрых
дел, служащих к цели нашей Христианской жизни лишь средствами, но в извлечении
из них большей выгоды, то есть вящщем приобретении обильнейших даров Духа Святаго.
Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа
ради делаемое добро — суть средства для стяжания Святаго Духа Божияго. Заметьте,
что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святаго,
все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам
не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему
Господь наш Иисус Христос сказал: — “Кто не собирает со Мною, тот расточает”
(Мф. 12, 30).
Блаженны будем, когда обрящет нас Господь в полноте
даров Духа Святаго, ибо тогда мы сможем благодерзновенно надеяться быть восхищенными
на облацех в сретение Господа, грядущего со славою и силою многою судити живым
и мертвым и воздати комуждо по делом его. Вот почему, повторяю еще раз, я вам
желаю, чтобы вы всегда были в благодати Духа Святаго,
приобретали ее средствами, о которых я уже сказал вам, и рассуждали бы, которое
средство дает вам более благодати Духа Святаго, тем средством и занимались бы.
Примерно: даст вам более благодати Божественной молитва и бдение — бдите и молитесь;
много дает Духа Божия пост — поститесь; более дает милостыня — милостыню творите
и таким образом о всякой добродетели Христа ради делаемой рассуждайте.
Если мы в Духе Божием, то благословен Бог; не
о чем горевать, хоть сей час на страшный суд Христов; ибо в чем застану, в том
и сужду. Если же нет, то надобно разбирать, отчего и по какой причине Господь
Дух Святый изволил оставить нас? И снова надобно искать и доискиваться Его и
не отставать до тех пор, покуда искомый Господь Бог Дух Святый сыщется и снова
будет с нами Своею благодатью.
св. Макарий Великий
Кто приходит к Богу и действительно желает быть
последователем Христовым, тот должен приходить с тою целию, чтобы перемениться,
показать себя лучшим и новым человеком, неудержавшим в себе ничего из свойственного
ветхому человеку. Ибо сказано: — “кто во Христе, тот новая тварь” (2 Кор. 5,
17).
св. Иоанн Кронштадтский
Каждый человек должен возродиться Духом Святым
и водою и сделаться новым человеком — с новым умом, новым сердцем и обновленной
волей, то
есть измениться
коренным образом
благодатию всеблагого Бога.
игумен Никон
Исполнение заповедей изменяет душу человека, обновляет
его, делает человека “новым” по образу Божию, точнее, по образу Спасителя нашего
Иисуса Христа. Самым основным свойством нового человека является смирение: —
“научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11, 29).
Древний Патерик Венец монаха есть смиренномудрие.
св. Никита Стифат
Познай себя самого; и это есть воистину истинное
смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце.
св. Максим Исповедник
Стяжавший убо любовь стяжал Самого Бога; ибо “Бог
есть любовь” (1 Ин. 4, 16).
св. Паисий Величковский
Когда новоначальный монах, по отречении его от
мира и действия грехов великих и смертных, положит пред Богом обещание воздерживаться
не только от малых грехов повседневных и простительных, но и от действия самих
страстей и злых помыслов, и войдя внутрь к сердцу умом своим начнет призывать
на всякую брань и на всякий злой помысел
Господа Иисуса, ,или, если по немощи своей уступит прилогу вражию и нарушит
заповеди Господни, припадет к Господу с сердечной молитвою, осуждая себя и в
этом устроении пребудет до своей кончины, падая и восставая, побеждаясь и побеждая,
день и ночь прося отмщения от соперника своего, то не будет ли существовать
для него надежда на спасение? Ибо, как показывает опыт, невозможно даже и самым
великим мужам вполне уберечься от повседневных грехов, сущих не к смерти, источником
которых бывают: слова, мысль, неведение, забвение, неволя, воля, случай и которые
прощаются вседневною благодатию Христовой, по словам святого Кассиана.
свт. Григорий Богослов
Три знаю чина спасаемых, а именно: рабство, наемничество,
сыновство. Если раб ты, ран убойся; если наемник, устремляйся к принятию мзды;
если выше первых двух, и сын ты, то как отца (Бога) почитай (устыдись). Сделай
добро, потому что добро есть отцу повиноваться. Хотя бы тебе и ничего за то
не имело быть, но и в том есть награда, чтобы отцу угодное творить.
МОНАШЕСТВО
Правила Святого Вселенского Шестого Собора,
Константинопольского. Правило 43.
Позволительно христианину избрать подвижническое
житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь,
и постричься по образу монашескому, даже если бы и обличен был в каком-либо
грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог сказал: — приходящего ко Мне не изгоню вон
(Ин. 6, 37). Поскольку монашеское житие изображает нам жизнь покаяния: то искренне
прилепляющегося к такому житию одобряем, и никакой
прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение.
св. Амвросий Оптинский
Монашество само по себе имеет великую важность
духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним
расположением, и проходит оное с простотою и незлобием во смирении.
св. Феодор Студит
Вы скороходы Владыки Бога, и бег ваш не по земле,
но от земли до неба; зрители не люди, а сонмы Ангелов и Святых; раздаятель венцев
— Сам Господь, и венцы неувядаемы. Блаженны вы, что вступили в сие поприще состязания,
приняв схиму.
св. авва Дорофей
Когда человек отрекается от мира и делается иноком,
оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние (другим) и приятие
(от них), тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Это и значат слова Апостола:
—“мне мир распяся”; потом он прибавляет: — и “аз миру”. Как же человек распинается
миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений
или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий и умертвит
свои страсти, тогда и сам он распинается миру,
и сподобляется сказать с Апостолом: —“мне мир распяся, и аз миру”.
св. Нил Синайский
Путь к добродетели — бегство от мира — путь благий
и краткий.
св. Антоний Великий
Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни),
пусть не остается в доме своем и не живет
в том городе, в котором грешил; также пусть не посещает родителей своих и ближних
по плоти ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни.
свт. Симеон Благоговейный
Положить в помысле такое убеждение, что, после
твоего поступления в обитель, померли твои родители и друзья, и почитать отцом
и материю лишь Бога и настоятеля.
св. Серафим Саровский
Не наше дело судить других. А удаляемся мы из
общества братства не из ненависти к нему, а более для того, что мы приняли и
носим на себе чин ангельский, которому невместительно быть там, где словом и
делом прогневляется Господь Бог. И потому мы, отлучаясь от братства, удаляемся
только от слышания и видения того, что противно заповедям Божиим, как это случается
неизбежно при множестве братии. Мы избегаем не людей, которые одного с нами
естества и носят одно и то же имя Христово, но пороков, ими творимых, как и
великому Арсению сказано было: —“бегай людей и спасешься”.
игумен Никон
Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок,
и... идущему на этом пути Господь дает утешения, пред которыми все земные радости
— ничто.
Пролог, 16 июня
Если не отвержется человек всего сущего во всем
мире, не может быть монахом.
св. Феодор Студит
Поелику нашенское завещание есть Евангелие, то
в сладость послушаем, что говорится в нем и в силу его, и ревностно емлемся
за подвиги, не обращаясь вниманием и сердцем ни к чему житейскому, ни к родителям,
ни к братьям, ни к сродникам и ни к чему вообще тварному, подражая некоемому
из святых отцов, который, когда выходил из келлии, клал покрывало на главу свою,
чтоб не смотреть на солнечное сияние, и который, когда спросили его о причине
того, ответил: — Для чего мне желать видеть этот временный свет?
св. авва Дорофей
Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь,
оставили все мирское; но (и здесь), ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия
(мирские). Однако мы не должны так делать; но как мы отреклись от мира и вещей
его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам.
свт. схиархимандрит Захария
Путь монашествующих — это непрестанный крест —
распятие себя, отречение своей воли — это мученичество.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Говори себе словами блаженного Арсения: — Арсений,
зачем ты вышел (из мира) ? — Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки
к Иисусу, чтобы и достигнуть Его.
Не все, живущие в монастырях,— монахи, но тот
монах, кто исполняет дело монашеское.
свт. Феофан Затворник
Можно и вне монастыря быть монахинею, живя по-монашески,
и в монастыре можно быть мирянкою.
св. авва Дорофей
Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть
обличала его в какой-либо вещи.
свт. Феофан Затворник
Главнейший враг жизни в Боге есть много-заботливость;
а многозаботливость есть рычаг, приводящий в движение самоначинательную мирскую
деятельность. С утра до ночи темной, каждый день, гоняет она мирских предпринимателей
от одного дела к другому и ни на минуту не дает покоя. Некогда им обратиться
к Богу и побыть с Ним в молитвенном к Нему возношении. Эта многозаботливость
у монахов места не имеет. Понимающие дело
затем и в монастырь вступают, чтоб избавиться от сей мучительницы.
И у монашествующих есть деятельная жизнь, похожая
на деятельность мирян; только нет у них при сем многозаботливости, грызущей
мирян, свобода от которой, по порядкам монастырской жизни, и дает им способ
быть у своей цели или пребывать неотходно с Богом и в Боге.
св. Нил Синайский
Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять
все тленное.
св. Исихий Иерусалимский
Благочестивого и богобоязненного принадлежность
— нищета и смирение.
св. Феодор Студит
Хотя вы занимаетесь обычными своими послушаниями,
но у вас это не мирские и не житейские занятия, потому что занимаетесь не по
страсти, не по своей воле, не в угоду плоти, а для святого братства духовного,
по послушанию и заповеди, паче же вся для Богоугождения. Бог прием лет сей труд
ваш, как жертву и всесожжение.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не
должен иметь своей воли.
св. Ефрем Сирин
Жизнь монаха да полагает печать умерщвления похоти
на все члены его: образец для него жизнь Иоанна Предтечи.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Есть три вида отречения от мира: первое то, в
котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе то, в коем оставляем
прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные; третье то, в коем,
отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, только будущее созерцаем и
вожделеваем того, что не видимо.
св. Исихий Иерусалимский
Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения
и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не и внутреннего. Но кто
отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего
человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко
сделать монахом, если захочешь, но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Итак, со всем настоянием надобно нам спешить к
тому, чтоб и внутренний наш человек сбросил с себя и расточил все, собранное
им в прежней жизни, богатство страстей, которые, прицепляясь к телу и душе,
собственно наши суть, и если, пока еще мы в теле сем, не будут отсечены и отброшены,
то и по исходе не престанут сопровождать нас.
свт. Феофан Затворник
Когда молитва твоя до того укрепится, что все
будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор.
Ибо затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в
благоговеинстве и выходить из сердца или чем-либо заняться другим не хочет.
Этою затвора ищи, а о том не хлопочи.
Главное монашеское правило есть — быть неотлучно
умом и сердцем в Боге, или непрестанно молиться.
св. Феодор Студит
Монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога
единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается, мир имеет
к Богу и мира между другими виновником бывает.
свт. Феофан Затворник Один Бог да душа
— вот монах.
свт. Игнатий Брянчанинов
Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает
уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутреннею,
не суть монахи. Монах значит уединенный: кто не уединился в самом себе, тот
еще не уединен, тот еще не монах, хотя бы жил в уединеннейшем монастыре.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани
и противиться им с мужеством сердца.
св. Иоанн Кронштадтский
Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить.
св. Серафим Саровский
Помни, что истинная монашеская мантия есть радушное
перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения.
игумен Никон
Святые угодники объясняют нам, что в последние
времена монашества не будет вовсе или кое-где останется наружность, но без делания
монашеского. Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия,
спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов?
Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше
вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают
высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть. Только при руководстве
очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги.
св. Ефрем Сирин
Кто хочет стать монахом и не переносит оскорбления,
уничижения и ущерба, тому монахом не бывать.
Древний Патерик
Авва Иоанн Фивейский сказал: — Монах прежде всего
должен сохранять смиренномудрие, ибо оно — первая заповедь Спасителя, говорящего:
—“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5, 3).
Авва Моисей сказал авве Захарии: — Скажи мне,
что мне делать? — Захария, услышав, повергся на землю к ногам его, говоря: —
Тебе ли, отче, спрашивать меня? — Старец отвечает ему: — Поверь мне, сын мой
Захария, я видел Духа Святаго, сходящего на тебя, и это заставляет меня спросить
тебя.— Тогда Захария, снявши с головы своей куколь, положил его к ногам, и,
поправши его, сказал: — Если не сокрушится таким образом человек, не может быть
монахом.
св. Феодор Студит
Нам нельзя довольствоваться тем, что отличаемся
от мирян, но должно в совершенстве следовать в жизни по стопам отцев, нельзя
довольствоваться и тем, если превосходим не-киих из одного с нами чина, но должно
ревновать сравниться с совершеннейшими. Ибо “много званных, мало же избранных”
(Мф. 22,14). Нельзя также мерять свое преуспеяние длительностию времени, думая,
столько и столько лет уже монашествуем мы; но смотреть, соответствует ли длительности
времени число и степени добродетелей наших? И не то опять надо иметь во внимании,
что вот и еще один день прошел, но то, отложено ли и в этот день какое-либо
доброе дело в сокровищницу небесную на содержание души в будущей жизни, и то,
прибавлено ли еще хоть малое что к очищению души и к препобеждению томящей нас
страсти. Так монах по имени доходит до того, чтоб быть монахом и самым делом,
освобождаясь от тьмы страстей и от уз злых навыков, и давая чрез то душе и уму
свободно стремиться к Господу, к Нему единому воспарять любовию и с Ним единым
вожделе-вать общения.
св. Иоанн Лествичник
Свет монахов суть Ангелы, монахи же свет для всех
человеков; и поэтому да подвизаются они быть благим примером во всем, “никому
ни в чем не полагая претыкания” (2 Кор. 6, 3), ни делом, ни словом.
ЧЕЛОВЕК
св. Иоанн Кронштадтский
Что такое в существе своем человек? Образ живого
Бога, с простою разумно-свободною и бессмертною душою, но какой образ? Образ,
поврежденный вольной волей человека, падший, искаженный в самой глубине, в корне
— и ужасно погибающий от безчисленных страстей, в нем гнездящихся.
свт. Игнатий Брянчанинов
Бог первоначально сотворил духов и тот мир, в
котором они обитают, потом чувственный мир, наконец, человека, принадлежащего
по душе к сотворенным духам, принадлежащего по телу, в которое облечена душа,
к миру чувственному.
И духи, и человек, и вся прочая тварь вышли из
рук Создателя совершенными, совершенными относительно ограниченному естеству
своему, исполненными цельного добра,
без малейшей
примеси зла.
Зло явилось от свободного произволения разумных
тварей.
св. авва Дорофей
Как прежде изгнали мы добродетели и вос-прияли
вместо их страсти, так теперь должны мы потрудиться не только изгнать страсти,
но и водворить в себе вместо их добродетели. Мы естественно имеем в себе добродетели,
данные нам от Бога. Ибо Бог в самом сотворении человека всеял в него все добродетели,
как и сказал: —“сотворим человека по образу Нашему и по подобию” (Быт. 1, 26).
Сказано:—“по образу”,— поелику Бог сотворил душу безсмертною и свободною, а
“по подобию”— относится к добродетели —
как бы так: —“будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 16). Следовательно
добродетели — по естеству нам: а страсти не принадлежат к естеству нашему, но
привносятся в него — именно, когда душа предается самоугодию, тогда уклоняется
от добродетели и водворяет в себе страсти.
игумен Никон
Все человечество и каждый человек находятся в
глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя и спасти
и стать достойным Царствия Божия. Исправляет человека Господь Иисус Христос,
для этого и пришедший на землю, но исправляет тех, кто верует во Христа и осознает
свою испорченность, или, как мы больше привыкли говорить, свою греховность.
св. Феодор Студит
Создавший нас и из не сущих приведший в бытие,
Бог, как в училище некое, ввел нас в жизнь сию, чтоб мы научились Евангельским
заповедям Царствия Его.
игумен Никон
Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он
здесь избрал свободно или Бога, или диавола.
Чью волю исполняет человек здесь на земле, с тем
он будет и после смерти.
св. Серафим Саровский
Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча
должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа его безсмертна, потому и попечение
наше должно относиться более к душе, нежели к телу.
В нас действуют 3 воли: 1-я Божия всесовер-шенная
и спасительная, 2-я собственная своя человеческая, если не пагубная, то и не
спасительная, и 3-я бесовская — пагубная. И эта третья вражеская воля научает
человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия и для
одного добра, а не ради Христа. Вторая собственная воля наша научает нас делать
все в угождение наших похотей, не обращая внимания на благодать, приобретаемую
через делание добра. Но первая воля Божия и всеспасительная лишь в том состоит,
чтобы делать добро и добродетель единственно для стяжания Духа Святаго, как
для сокровища не-оскудеваемого, вечного.
св. Марк Подвижник Плоть имеет и похоть,
и волю.
св. Ефрем Сирин
Душа делится трехсоставно: на силу мысленную,
раздражительную и вожделетельную.
св. Антоний Великий Душа — в теле, в душе
— ум, в уме — слово.
Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу.
свт. Игнатий Брянчанинов
Сила души — ум, хотя и духовна, но имеет местом
своего пребывания головной мозг; так и сила словества, или дух человека, хотя
и духовна, но имеет местом своего пребывания верхнюю часть сердца, находящуюся
под левым сосцем груди, около сосца и несколько выше его. Соединение ума с сердцем
есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца.
свт. Григорий Палама
Умом называется и деятельность ума, состоящая
в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании
еще и сердцем. По сей силе ума, главнейшей между нашими силами, сущая в нас
душа есть мысляща. В упражняющихся в молитве действо ума состоит в помышлениях
(в богомыслии) и очищается удобно; порождающая то душа не очистится, если вместе
не очищаются и все другие силы ее. Ибо душа есть нечто единое, имеющее много
сил, почему она вся оскверняется, в какую бы из сущих в ней сил не вкралось
зло, потому что они все состоят в общении с сею единою, по единству души.
свт. Игнатий Брянчанинов
Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо
слова ум употребляется слово голова.
Читая в Отцах о сердечном месте, которое обретает
ум молитвою, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней
части сердца, силу, которою сердце человеческое отличается от сердца скотов,
имеющих силу воли или желания и силу ревности или ярости, наравне с человеками.
свт. Григорий Палама
Сердце... есть хранилище помыслов.
Сердце есть сокровенная храмина ума и первый плотской орган мыслительной силы.
св. Иоанн Лесгвичник
Сознание производит или прекращение зла, или уменьшение
онаго. Сознание же есть порождение совести, а совесть есть слово и обличение
Ангела-хранителя, данного нам при крещении.
св. Никита Стифат
Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное
и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по
себе и другим неподобный.
Плотское устроение жизни то, когда всецело предаются
удовольствиям и наслаждениям настоящей жизни, ничего не имея из душевного или
духовного устроения и даже не желая стяжать то. Душевное состоит в средине между
грехом и добродетелию, когда пекутся о довольстве и здоровьи тела и заботятся
о славе человеческой, равно и труды по добродетели не отметают, и избегают дел
плотских, не прилежат ни к добродетели, ни к греху: к добродетели — по причине
несладости ее для них, а греху — из-за страха лишиться человеческих похвал.
Духовное же устроение — то, когда не позволяют иметь ничего из первых двух и
не допускают худа, отличающее каждое из них, но, будучи свободны от того и другого,
на посребренных крылах любви и безстрастия перелетают через оба состояния, не
позволяя себе делать ничего из запрещенного.
Живущие плотски и плотское мудрование всегда в
себе пребывающим имеющие, будучи совершенно плотяны, Богу угодить не могут,
как “омраченные смыслом” и никаких лучей божественного света к себе не пропускающие.
Ибо приналегшие на них облака страстей, наподобие высоких стен, отгораживают
их от духовных светочей, и они остаются без света. Будучи расстроены и повреждены
во внутренних чувствах душевных, не могут они воззреть на мысленные красоты
Бога, видеть свет воистину истинной жизни и стать выше ничтожных видимых вещей.
Но как бы оскотинившись и мирским переполнившись чувством, привязывают ум к
видимому, и все попечение и труд обращают на преходящие блага, друг с другом
из-за них воюют, а бывает, что и души свои за них полагают, прилепившиссь
к богатству, славе и плотским удовольствиям и великим лишением почитая неимение
их. К ним праведно как от лица Божия изречено пророческое оное слово: —“не вечно
Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть” (Быт.
6, 3).
Душевно живущие и потому называемые душевными
суть какие-то полуумные и как бы параличом разбитые. Никакого никогда не имеют
они усердия потрудиться в делах добродетели и исполнения заповедей Божиих, и
только славы ради человеческой избегают явно укоризненных дел. Одержимы будучи
самолюбием, сею пита-тельницею пагубных страстей, все попечение обращают они
на сохранение здоровья и услаждение плоти, от не я кой же скорби, от всякого
труда и всякого члострадания из-за добродетели отказываются, паче надлежащего
питая и грея враждебное нам тело. Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют
они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к принятию мысленных
и божественных вещей, коими душа отторгается от земли, и вся устремляется к
мысленным небесам. Так страждут они, потому что обладаемьг еще суть вещественным
духом, по коему любят свои души и исполнение
своих желаний всему предпочитают. Будучи чужды Духа Святаго, они непричастны
и даров Его; почему и плодов божественных не увидишь в них — не только любви
к Богу и ближнему, радости в нищете и скорбях, мира душевного, искренней
веры и всестороннего воздержания, но и сокрушения, слез, смирения и сострадания:
все в них полно надмения и гордости. В глубины Духа входить не имеют они сил:
ибо нет в них света, который руководил бы их к тому и отверзал их ум к уразумению
писаний, а других, когда они вещают о том, слушать неохочи они. Праведно потому
и о них изрек Святой Апостол: — “Душевный человек не принимает того, что от
Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому
что о сем надобно судить духовно” (1 Кор. 2, 14).
Духом ходящие и духовную всецело вос-приявшие
жизнь благоугодны Богу, как Ему, яко Назореи, себя посвятившие, и всегда об
одном заботящиеся, чтоб очищать души свои трудами подвижническими и соблюдать
заповеди Господни. Готовые и кровь свою пролить за любовь к Господу, они плоть
свою истощают постами и бдениями, дебелость сердца утончают слезами, уды яже
на земле умерщвляют злостраданиями (произвольными лишениями), молитвою и бого-мыслием
ум исполняют света и светлым его со-делывают, отвержением своих пожеланий освобождают
души свои от пристрастия к телу и становятся совершенно духовными; почему духовными
не только признаются, но и именуются от всех праведно. Они, идя к безстрастию
и любви, окриляются к созерцанию творения и оттуда премлют ведение сущего чрез
сокровенную в Боге премудрость, одним тем даемую, которые стали выше тела уничиженного.
Прешедши таким образом всякое чувство мирское и мыслию просвещенною став выше
чувства, они светлы бывают разумом и посреде церкви и многочисленного собрания
верных отрыгают благие словеса из чистого сердца, и бывают для людей соль и
свет, как и Господь изрек об них: —“Вы — соль земли; вы — свет мира” (Мф, 5,
13—14).
свт. Феофан Затворник
Когда сознание и свобода на стороне духа, человек
духовен; когда на стороне души, он душевен; когда на стороне плоти, он плотян.
св. Ефрем Сирин
Апостол людей поступающих естественно назвал душевными,
а поступающих противоестественно — плотскими; духовные же суть те, которые и
естество преобразуют в дух.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Остановясь посредине между плотию и духом, не
остаться не достигшими степени совершенства духовного, полагая, что для сего
совершенства достаточно по одному внешнему состоянию отделиться от жизни и удовольствий
мира, и быть только не причастными разврату и смешению плотскому. Ибо если останемся
в сем состоянии теплоты (равнодушия), которое считается самым худшим, то будем
изблеваны из уст Господа, как Он говорит: —“как ты тепл, а не горяч и не холоден,
то извергну тебя из уст Моих” (Апок. 3, 15—16).
свт. Феофан Затворник
Жизнь есть сила действовать. Жизнь духовная есть
сила действовать духовно, или по воле Божией. Такая сила потеряна человеком;
посему, пока снова не дастся ему, он не может жить духовно, сколько бы ни полагал
намерения. Вот почему излияние благодатной силы в душу верующего существенно
необходимо для жизни истинно-христианской. Истинно-христианская жизнь есть жизнь
благодатная.
СТРАСТИ
св. Марк Подвижник
Не знающий причины страстей, удобно падает.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Бог сотворил душу и тело безстрастными, но чрез
преслушание они впали в страсти.
св. авва Исайя
Страстями называются свойства человеческие в их
болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превратилась
в наклонность к объядению и лакомству; сила желания — в прихоти и похоти; сила
гнева или душевная энергия—в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство
скорбеть и печалиться— в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство
презирать унижающий естество грех — в презрение к ближним, в гордость; и прочее.
св. Иоанн Лествичник
Страстию называют такое похотливое расположение,
которое, вгнездившись в душу, соделы-вается потом чрез долгий навык, как бы
природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою стремится
к удовлетворению его.
Страсть же несомненно во всяком случае осуждается
и, если не будет очищена равносильным покаянием, подлежит вечному мучению.
св. Григорий Синаит
Страстные навыки — суть задатки адских мук, как
действенные добродетели Царствия Небесного.
свт. Феофан Затворник
Страсти тоже, что сырость в дровах. Сырые дрова
не горят. Надо со стороны принесть сухих дровичек и зажечь. Они, горя, начнут
просушивать сырость и, по мере просушивания, зажигать сырые дрова. Так понемногу
огонь, гоня сырость и распространяясь, обымет пламенем и все дрова положенныя.
Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они, пока не
внимает человек себе, пропитаны сыростию — страстями, и пока страсти не изгнаны,
упорно противятся огню духовному. Они проходят и в душу,
и в тело, забирают и самый дух — сознание и свободу — в свою власть и, таким
образом, господствуют над всем человеком. Как они в стачке с бесами, то чрез
них и бесы господствуют над человеком, мечтающим однакож, что он сам себе господин.
Вырывается из сих уз прежде всего дух. Благодать Божия исторгает, дух, преисполняясь
под действием благодати, страхом Божиим, разрывает всякую связь со страстями
и, раскаявшись в прошедшем, полагает твердое намерение угождать прочее Единому
Богу и для Него Единого жить, ходя в заповедях
Его. Стоя в этой решимости, дух, с помощию благодати Божией, изгоняет потом
страсти из души и тела и все в себе одухотворяет.
св. Исихий Иерусалимский
Много страстей сокрыто в душах наших; но обличают
они себя только тогда, когда являются на глаза причины их (предметы, поводы).
св. Нил Синайский
Для чего демонам желается возбуждать в нас своим
воздействием чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие страсти?
Для того, чтобы ум, одебелев от них, не мог молиться как должно; ибо страсти
неразумной части нашей, начав действовать (пришедши в движение), не позволяют
уму действовать разумно.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие,
гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся
из естественных потребностей, как, например, чревоугодие и блуд, и не естественные,
не коренящиеся в естестве, как, например, сребролюбие.
Действия же их проявляются четверояко: некоторые
действуют только в теле и через тело, как чревоугодие и блуд, а некоторые проявляются
и без содействия тела, как тщеславие и гордость; далее, иные возбуждаются совне,
как сребролюбие и гнев, а иные исходят из внутренних причин, как уныние и печаль.
Такого рода обнаружение действия страстей подает повод допустить в них еще два
рода, деля их на плотские и душевные: плотские в теле зарождаются и тело питают
и услаждают; а душевные из душевных склонностей исходят и душу питают, на тело
же нередко действуют разрушительно.
Страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле,
возбуждаются иногда без содействия души, по одному раздражению потребностей,
из коих исходят; но влекут и душу по ее связи с телом.
Эти восемь страстей хотя имеют разное происхождение
и разные действия, однако шесть первых, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие,
гнев, печаль, уныние, соединены между собою особым некиим сродством, по коему
излишество предыдущего дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия
необходимо происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев,
от гнева печаль, от печали уныние.
Впрочем, хотя эти восемь страстей в таком между
собою находятся отношении, как теперь показано, однакож частнее они разделяются
на четыре союза: блудная похоть особенным союзом соединяется с чревоугодием,
гнев с сребролюбием, уныние с печалию, гордость с тщеславием.
Хотя эти восемь страстей искушают весь род человеческий,
впрочем не на всех одинаковым образом нападают. Ибо в одном главное место занимает
дух блуда; в другом преобладает гневливость; в ином властвует тщеславие; а в
другом гордость господствует: так что хотя все страсти на всех нападают, но
каждый из нас различным образом и порядком раболепствует им.
св. Феодор еп. Едесский
Из противоборствующих нам демонов первыми вступают
в брань те, коим вверены чрево-угодливые желания, кои внушают сребролюбие и
склоняют к тщеславию; другие же все, идя позади их, собирают пораненных ими.
св. Максим Исповедник
Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть
те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти; а при добродетелях
борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости, и таким образом
чрез десное скрытно насевают в нас шуее.
св. авва Дорофей
Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть:
гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи
же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле,
то есть совершает с телом те дела, к которым понуждают его страсти; ибо можно
иметь страсти, но не действовать по ним.
|