О силе и действенности краткой молитвы ко Господу

Публикация инока Всеволода (Филипьева)

Предисловие к публикации

Летом 1999 года Господь сподобил меня посетить святую Афонскую Гору. Удалось побывать на местах некогда цветущих русских келлий, ныне находящихся в полном запустении (келлиями на Афоне называются подчиняющияся монастырям небольшия обители). Иные из келлий пострадали от пожаров, в иных стены и крыши обвалились от времени. Среди такого запустения одиноко белели черепа русских монахов, оставленные в костницах келлий, да дотлевающия страницы брошенных "Афонских листков" и других душеполезных брошюр столетней давности...

На фоне этой безотрадной картины порадовало посещение Почаевской келлии Божией Матери на Старом Русике. Церковная утварь, книги и сама келлия сохраняются трудами иеродиакона Пахомия. Отец Пахомий на сегодняшний день - один из старейших русских афонцев. Некоторое время отец Пахомий был насельником Ильинского скита, подчинявшегося Русской Зарубежной Церкви. Сегодня отец Пахомий является единственным ильинцем, оставшимся на Святой Горе после изгнания с Афона в 1992 году братии Ильинского скита. Отец Пахомий продолжает держаться церковной позиции защитников старого стиля, непоминающих новостильного Константинопольского патриарха. В то же время отец Пахомий не разделяет ту крайнюю точку зрения, согласно которой новостильные юрисдикции - безблагодатны. иеродиакон Пахомий пригласил меня вместе с ним помолиться на престольном празднике Почаевской келлии. Мы как смогли совершили праздничное бдение без священника.

В великолепном храме Почаевской келлии, все напоминало о связи с юго-западной Русью и одновременно с русским зарубежьем. Там имеются иконы преп. иова Почаевского, Богородицы "Иверская Монреальская" и "Знамения" - Одигитрия русского зарубежья.

На утро после бдения, расположившись в саду, в тени виноградной лозы, за чашкой душистого травяного чая, отец Пахомий утешил меня духовной беседой. На прощанье он подарил мне нижепубликуемое изследование "О силе и действенности краткой молитвы ко Господу". Согласно исходным данным сия статья была напечатана трудами русских людей в Греции в 1911 году и следовательно в настоящее время является библиографической редкостью. Судя по содержанию, статья была написана в конце ХIХ - начале ХХ веков. Автор статьи не указан, но без сомнения, им является один из русских афонитов. Этот неизвестный нам по имени инок, как и валаамский монах Борис, был молитволюбцем, заботившимся о распространении интереса к Иисусовой молитве среди христиан.

Дай Бог, чтобы современные русские христиане, ознакомившись с новопубликуемыми писаниями, возгорелись ревностью о молитве Иисусовой.

Инок Всеволод Свято-Троицкий монастырь, США, 2002 г.


1. Понятие о краткой молитве

О силе и действенности молитвы вообще дал нам свидетельство Господь наш Иисус Христос, глаголя верующим: "вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приимете: и будет вам" (Марк. 11, 24). Подлинно, во всяких нуждах и обстояниях жизни человеческой первое спасительное средство есть молитва.

Святая Церковь, внимательная к нуждам верующих, составила множество молитв на всякую потребу. Приспособляясь к различным родам нужд и потребностей людей, она составила и продолжительные, и краткия молитвы, как спасительные орудия против бед и несчастий, и как средства к получению милостей и даров Божиих. Но бывают в жизни случаи, когда человека быстро постигают несчастия; в таких случаях требуется скорая помощь небесная, а потому нужно и немедленное совершение молитвы. Но в памяти трудно удержать большия молитвы; и не везде и не во всякое время удобно читать их, например, в пути, во время работ, во время тяжких болезней. На эти случаи Церковь предала верующим многия краткия молитвы. Что может быть легче молитвенного обращения ко Господу: "Господи, помилуй!". Как часто мы слышим этот молитвенный глас во святом храме! В силе и действенности его, нас убеждает вопль слепцов ко Господу, упоминаемый в Евангелии, где мы видим, что глас сей умилостивлял к ним Господа. (Матф. 9, 27-29; 20, 30-34; Марк. 10, 46-52).

По учению свв. отцев, есть особая молитва Иисусова. Молитва эта очень древняя, читается она так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". И эта молитва нисколько не трудна к удержанию ея в памяти и удобна к произношению во всякое время и на всяком месте. По ея краткости, удобству и великой пользе, Церковь, заповедуя верным чадам своим пользоваться сею молитвою, озаботилась для неимеющих возможности почему-либо в известный день присутствовать при церковном богослужении, заменить молитвой Иисусовой всякое церковное молитвословие, определив количество произношения ея за каждое молитвословие, то-есть, назначила, сколько молитв должно совершить за вечернее пение, за повечерие, за полунощницу, за утреню и так далее. И многие из православных, зная это заповедание Церкви и понимая великую пользу краткой молитвы, благоговейно пользуются ею: они постоянно совершают ее днем, отходят с нею ко сну и произносят ее просыпаясь.

Предлогаемое размышление о спасительной силе и действенности краткой молитвы ко Господу да послужит в назидание тем, кои не пользовались или мало пользовались ею.

2. Важность краткой молитвы

Спасительную силу и действенность молитве усвоил Сам Господь наш Иисус Христос: пред наступлением страданий Своих, утешая учеников, Он обещал им сделать все, чего бы они ни просили во имя Его: "Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю" (иоан. 14, 14). По воскресении же Своем торжественно обявил им, что не только они, но и все верующие будут совершать призыванием имени Его чудесные знамения. "Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы; змия возьмут; аще и что смертно испиют, не вредит их; на недужныя руки возложат, и здрави будут" (Марк. 16, 17-18). И действительно, как ученики и апостолы Христовы, так и их преемники и верующие позднейших времен, призыванием имени Иисуса Христа совершали и совершают не только указанные знамения, но и весьма многия другия, или, можно сказать, они ничего не встречали и не встречают, чего бы не могли совершить о святом имени Его.

Потому и для нас с тобою, благочестивый читатель, сия святая молитва, в которой призывается Господь Иисус Христос, сохраняет ту же спасительную силу, если будем благоговейно пользоваться ею, если с верою будем призывать Господа как можно чаще.

Произносимая с верою краткая молитва Иисусова и даже простое призывание имени Христова (которое тоже является краткой молитвой) привлекает Божественную помощь против стихий природы, вредоносных животных, в опасностях, в болезнях телесных и в немощах душевных, против бесов как в этой жизни, так и при переходе в вечность.


3. Примеры действенности краткой молитвы в тяжких обстоятельствах

Приведем доказательства силы краткой молитвы ко Господу. В итальянском городе Пиаченце, повествует свят. Григорий Двоеслов, был епископом Сабин, человек чvдной жизни. Однажды диакон возвестил ему, что река По, вышедши из своих берегов, затопила церковные поля со всем посеянным на них. Угодник Божий Сабин, призвав своего писца, приказал ему писать следующее: "Повеление реке По Сабина, раба Господа Иисуса Христа. Повелеваю тебе не выходить никогда из своего русла в здешних местах и не опустошать полей церковных". Написав это, присовокупил епископ: "Ступай и брось в реку". Как скоро писец исполнил повеление епископа, речные воды, повинуясь повелению человека Божия, тотчас оставили церковные земли, и река, возвратившись в свое русло, никогда уже не затопляла тех мест.

Подобное бедствие претерпевали жители Неокесарийской области от реки Ликос: разливаясь в весеннее время на большое пространство, она затопляла многия веси, поля и сады, и, опустошая оные, причиняла великий вред для жителей, почему они обратились с молением к святителю Григорию и просили его отвратить от них это бедствие. Тронутый их просьбою, святитель пошел с ними к реке, и водрузив на берегу ея свой жезл, повелел ей именем Христовым не разливаться далее того места, и река, немедленно обратившись в свое место, никогда не разливалась далее указанных ей пределов.

В царствование великого иустиниана происходили в Антиохии ужасные землетрясения, которые, повторяясь почти ежегодно, угрожали превратить величественный город в развалины. Среди скорби народа о разрушении великолепных зданий и о погибели погребенных под их развалинами весьма многих граждан, один благочестивый муж дал спасительный совет - начертать на косяках домов святейшее имя Господа Иисуса. Когда это было исполнено, землетрясения прекратились.

Подобно земной и водной стихии, послушны призывающим Господа в молитве, и стихии огненная и воздушная. Оне как бы одушевленные, чувствуют всемощную силу молитвы, и, повинуясь Господу, прекращают или как бы удерживают вредоносные свои влияния.

Так, свв. мученики, призывая в молитве Господа Иисуса Христа, сохранились целыми и невредимыми среди разженных печей, среди кипящих котлов, наполненных оловом, смолою, серою и другими горючими веществами, будучи простираемы на раскаленных железных решетках и ввергаемы в пылающие костры. Сказания о их страданиях полны сих спасительных примеров. Из разженных печей, к изумлению мучителей, вышли целы и невредимы свв. мученики: Мамант, Ермий, Еспер и Зоя, меодор Пергийский, Неофит, Климент и Агафангел. Среди разженных, наполненных горючими веществами конобов остались целыми и здоровыми св. апостол иоанн Богослов, свв. мученики меотекл, Емилиан, Вит и священномученики Фока и Дионисий Ареопагит, свв. мученики Платон, Дула, Зосима и другие. На пылающих кострах остались неопалимыми свв. мученики Харалампий, Поликарп, Косма, Дамиан и Кирилл, епископ Вортинский.

Спасительную силу краткой молитвы с призыванием Иисуса Христа признавали даже и язычники. Мучивший св. мученика меодора Персийского игемон, увидев его неврежденным от огня, спросил в удивлении идольского жреца: "Каким волхованием и снадобьями помазуются христиане, и идут дерзновенно в огонь, и неопаляемы пребывают, как ныне меодор остался не пострадавшим от огня?". Жрец отвечал: "Христиане не волхвы, но имя Христово такое сильное, что где оно призовется, там всякия снадобья и волшебства разрушаются, и бесы трепещут".

В доказательство спасительной силы краткой молитвы с призыванием Христа против злорастворения воздуха представляем современный нам опыт. Во время свирепствовавшей в 1830 году эпидемии один благочестивый гражданин города Коломны, имея твердую веру в Иисуса, написал на бумажках следующия слова: "Христос с нами, уставися", и, наклеив эти бумажки над дверьми и окнами своего дома, убедил сделать тоже самое своих родных и знакомых, которые с верою последовали его примеру. Какое же имел следствие сей опыт веры? Ни один в доме того человека, ни в домах родных и знакомых его не подвергся сей болезни ни в том 1830 году, ни в последующие годы тлетворного ея развития.

Творимая с верою краткая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу оказывает спасительную силу против вредоносных зверей, насекомых и пресмыкающихся.

В книге, именуемой Лимонарь, имеется следующее сказание об авве иулиане Столпнике. "В окрестностях того места, где жил иулиан, завелся лев и пожирал многих путешественников и туземцев. В один день старец призвал к себе своего ученика Панкратия и сказал ему: рПойди ты за две мили отсюда на юг; там лежит лев, скажи ему: смиренный иулиан именем Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, велит тебе удалиться из этой страныс. Брат пошел, нашел льва лежащего, и как только сказал льву, что велел сказать старец, лев тотчас удалился; и все прославили за то Бога".

Подобное же обстоятельство описывает писатель Лавсаика, святитель Палладий, повествуя об отшельнике миваидском, преподобном авве Ване. Когда в одно время бегемот производил в соседней стране опустошение, этот святой, по просьбе земледельцев, стал у реки, и, увидев зверя огромной величины, кротким голосом сказал ему: "именем Иисуса Христа повелеваю тебе не опустошать более этой страны". Зверь, как будто прогнанный ангелом, совсем скрылся. Точно также в другой раз прогнал он крокодила.

В царствование Констанция, сына Константина Великого, ужасный змей, приползши к царским чертогам, облег сокровищные кладовые и, положив голову на самом входе, не давал никому приближаться к ним. Призванный царем святитель Гангрский Ипатий повелел среди ипподрома разжечь печь, и приблизившись к змею, вложил в пасть его святительский жезл свой, потом, призвав в молитве Господа Иисуса Христа, повелел змею следовать за собой, и, приблизившись к разженной печи, повелел змею именем Христовым идти в оную. И змей с великим стремлением ввергся в пламя и сгорел. Свят. Григорий Двоеслов, разсказывает в своих собеседованиях об одном св. епископе, что он, вошедши однажды в сад монастырский, увидел, что все растения совсем пропадали. Тогда он сказал червю: "именем Иисуса Христа повелеваю тебе оставить растения и не истреблять овощей". Червь, по слову святого, тотчас же пропал, так что и следа не осталось во всем саду.

Творимая с верою краткая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу оказывает спасительную силу находящимся в опасностях, угрожающих жизни. Эту спасительную силу испытали на себе не только верные, но и неверные идолопоклонники.

Когда святитель Григорий Богослов, в юношеских летах, после обучения своего в Кесарии Палестинской и потом в Александрии для дальнейшего образования отправился морем в Афины, возстала буря, так что все плывшие с ним неверные отчаялись в жизни. Святитель Григорий, не быв еще крещен, прибег в молитве ко Господу Иисусу Христу и укротил волнующееся море. Все бывшие на корабле, увидев себя, сверх всякой надежды, спасенными от потопления, прославили Христа Бога, ибо знали, что "Его всесильнаго имени в молитве Григориевой призыванием укротися море".

"Когда мы шли чрез одно место в Нитрийскую гору, - разсказывает о себе и спутниках своих писатель Лавсаика, святитель Палладий, - в этой стране была большая яма, в которой оставалось много крокодилов, после того как вода уходила с полей. Когда мы подошли к этой яме, на краю ея лежали три крокодила, и мы подумали, что они мертвые, но они вдруг бросились на нас. Мы громко воззвали: рХристе, помоги нам!с Тотчас как-будто ангел остановил зверей и они бросились в воду".

Священномученик Никон, быв еще идолопоклонником, служил в римском войске. Отличаясь ростом и красотою, он не менее отличался своею храбростью на поле брани. По смерти отца его, идолопоклонника, мать, христианка, старалась обратить сына в христианскую веру; но слава о воинских подвигах и воинския почести заглушали в нем добрые материнския увещания. Между прочим она говорила сыну: "Если на брани случится быть в опасности, оградись крестным знамением и убежишь руки сопротивных и всякия избудешь раны". Вскоре римския войска выступили против варваров, и среди кровопролитной битвы Никон вдруг очутился один посреди врагов. Тогда, вспомнив наставление матери и оградив себя знамением креста, воскликнул: "Христе Иисусе Всесильный, яви на мне в сей час силу Твою, да буду и я раб Твой!" Сказав сие, он мужественно вооружился на неприятелей, и, убив значительное число их, обратил прочих в бегство, и сам, оставшись невредимым, прославил Бога.

4. Целебная сила краткой молитвы

Творимая с верою краткая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу оказывает спасительную силу во всяких болезнях телесных. В самом начале Евангельской проповеди, спустя немного дней после Пятидесятницы, св. апостол Петр со св. апостолом иоанном, входя в храм на молитву, исцелил призванием имени Иисуса Христа, сидевшего при храме для испрашивания милостыни хромого от рождения, сказав ему: "Во имя Иисуса Христа Назорея возстани и ходи". И хромой, тотчас встав, начал ходить и вошел с ними в церковь, ходя и скача и хваля Бога (Деян. 3, 6-8).

Тот же св. апостол Петр, встретив в Лидде некоего человека, именем Энея, который восемь лет лежал на одре в разслаблении, и призвав имя Иисуса Христа, исцелил его от разслабления, и он тотчас встал с одра своего (Деян. 14, 8, 10).

В предании церковном сохранилось сказание, что один идольский жрец просил св. апостола иоанна исцелить слепого его сына. Апостол, пришедши в дом жреца, сказал слепому: во имя Господа моего Иисуса Христа прозри! И слепой, сын жреца, тотчас прозрел.

Не задолго пред тем другой идольский жрец, искушая св. апостола иоанна, сказал ему: "Имею я сына хромого обеими ногами, исцели его, и я уверую в проповедуемого тобою Бога". Тогда иоанн послал его в дом, к сыну, с сими словами: "Во имя Христа, Бога моего, возстани и прииди ко мне". И сын, тотчас возстав, пришел здрав к апостолу; отец же его за сие искушение в тоже время охромел обеими ногами, но потом, умолив апостола, также исцелен был.

К преподобному Илариону Великому пришла некогда жена одного газского боярина и обявив ему, что три сына ея, зараженные в один день от злого ветра, подверглись тяжкой болезни, которую не могли исцелить все врачи, просила его придти в Газу для уврачевания страждущих сынов ея. Когда святый Иларион пришел и помолился над ними, призвав Иисуса Христа, они тотчас встали здоровыми.

Пред страданием св. мученика и архидиакона Лаврентия, приступила к нему благочестивая вдова Кириакия, и, жалуясь на мучительную головную боль, просила, чтоб он возложил на ея голову свои руки. Святой с знамением креста, возложив на голову ея руки, сказал: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа будь здрава", и тотчас вдова исцелилась от болезни. Тогда же св. Лаврентий исцелил слепого, сотворив над ним краткую молитву: "Господь наш Иисус Христос, отверзший очи слепому, да просветит тебя!".

Когда св. апостол Филипп, путешествуя с проповедью слова Божия, пристал к Азову, то принял его в дом свой некоторый страннолюб Никоклид, коего дочь Харитина болезновала одним оком. Апостол, соболезнуя о ней, велел ей самой, возложивши руку на больное око, призвать имя Иисуса Христа. Когда сделала это девица, тотчас исцелилось око ея.

А вот ценные примеры благотворного действия самой молитвы Иисусовой. Один ученик преп. Пафнутия Боровского очень страдал от болезни глаз и тщетно искал врачества. Преподобный Пафнутий, дав ему свои четки, велел тысячу раз проговорить молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Едва ученик успел совершить половинное число, как получил исцеление.

Уже в наши дни в России был такой случай. В некотором селе на фабрике был мастеровой, очень искусный в своем деле, добрый мастер, но, к несчастию, он подвергался запою, и при том часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему пить вина, произносил про себя молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" 33 раза, по числу тридцати-трехлетней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять и вскоре совершенно перестал пить, а через три года ушел в монастырь.

Но можно ли исчислить все примеры исцелений, совершенных кратким молитвенным призыванием Господа Иисуса Христа, которыми преисполнены разные священные повествования! В жизнеописаниях, помещенных в минеях-четьих почти нет таких угодников Божиих, которые бы не испытали спасительной силы сего молитвенного призывания или над собою или над другими болящими.

Кроме немногих указанных примеров, мы читаем в "Житиях святых", что священномученик Аполлинарий именем Господа нашего Иисуса Христа исцелил много лет лежавшую на болезненном одре жену равеннского полководца, разрешил немотствующий язык равеннского гражданина Бонифатия, исцелил прокаженного и отверз очи слепорожденного сына одного воина; св. Григорий, епископ Акрагантийский, именем Христовым исцелил прокаженного инока, глухого и немого черноризца, разслабленную дочь пресвитера и исцелял от всяких других болезней; священномученик Валентин исцелил слепую дочь римского сановника Астерия; преп. Потапий отверз очи слепорожденному юноше; преп. Иларион Великий исцелил разслабленного; преп. Василий Новый исцелил константинопольского гражданина от трясавичного недуга; св. Петр, бывший прежде мытарем, исцелил немого и глухого от рождения привратника дома господина своего; св. мученик Емилиан исцелил разслабленного; преп. Авксентий исцелил ослепшую комитиссу никомидийскую; святитель Ростовский Кирилл исцелил больного сына Берклая, царя Ордынского; св. мученик Мина, еще до обращения своего в Христианство, желая по собственным словам его, искусить силу Христову, исцелил разслабленного, призвав над ним имя Христово.

Но нужно ли более указывать на подобные опыты целебной силы краткого молитвенного призывания Иисуса Христа над болящими, когда оно многократно проявляло чудодейственную свою силу даже в воскрешении мертвых.

5. Помощь краткой молитвы в борьбе со страстями

Краткая молитва оказывает спасительную свою силу в болезнях и в немощах душевных, каковы суть обладающия нами страсти, нечистые и скверные помыслы и представляющиеся образы и мечтания греховные.

Во всех сих душевных немощах умудренные опытом и дознавшие спасительное действие краткой молитвы ко Господу святые отцы советуют употреблять сию молитву.

Так, преп. иоанн Прозорливый, отвечая на вопрос преп. Дорофея, говорит: "Брат! Страсти - те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: "Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя" (Пс. 49, 15)". И потому, в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать Господа в краткой молитве.

Подобное отвечал одному брату преп. Варсанофий: "Мы должны знать, что непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их".

А преп. Исихий, пресвитер иерусалимский, говоря о сей священной молитве, поставляет оную как бы единственным спасительным средством против нечестивых и скверных помыслов, и образов, и мечтаний: "Якоже немощно, - говорит он, - возсияти солнцу без света, сице немощно очиститися сердцу от скверных губительных помыслов, кроме молитвы Иисусова имени". И в другом месте: "Егда убо и елико прилучается умножитися в нас лукавым помыслом, призывание Господа нашего Иисуса Христа посреде оных употребим, и разрушающихся их абие тогда, яко дым в воздухе, узрим". И еще: "Помыслы, вшедшия в сердце и, нехотящим нам, укрепившияся и стоящия, истребляти навыче Иисусова молитва с трезвением, из глубины помышления сердечного". "Призываемый бо, - говорит он, - нам Иисус Бог и Сын Божий, часто и неленностно, отнюдь не позволяет сим ни начала входа, еже и прилогом нарицается, ни образом показати ему в зерцале мысленном, ни словеса некая глаголати сердцу".

"Если ты хочешь истребить непотребные воспоминания, оставшияся в уме и уничтожить разнообразные козни врага, - писал к одному епископу свят. иоанн Златоуст, - то вооружись воспоминанием Спасителя нашего и усердно призывай день и ночь достопокланяемое имя Его, часто ограждая чело и грудь знамением креста Господня; ибо когда упоминается имя Спасителя нашего и знаменуется крестом Господним сердце и чело и прочия части, то разрушается вся сила врага, и злые демоны с трепетом убегают от нас" (Кн. 3. Письмо 178).

Повествуется о преп. Моисее Мурине, что он после многих и различных искушений был искушаем ночными скверными мечтаниями: и когда, истощив все усилия бдений, поста и молитвы, не находил покоя, тогда преп. Исидор, пресвитер скитский, видя безмерные труды и изнеможения его, призвав имя Господа Иисуса Христа, освободил от сих нечистых мечтаний, сказав: "Во имя Господа Иисуса Христа се уже отныне престаша от тебе страстная стужения, прочее пребудеши мирно". И действительно, во все остальное время блаженный Моисей имел мир от прежних браней.

Итак, возлюбленный собрат, волнуют ли твою душу греховные страсти, смущают ли лукавые и хульные помыслы или скверные образы и мечтания, томит ли твою душу уныние или отчаяние, раздирает ли твое сердце гнев и досада, или тревожат другия страстные смущения: во всех сих душевных немощах чаще призывай с верою и любовию в краткой молитве Господа Иисуса Христа, и скоро получишь ослабу и избавление от сих душевных немощей.

6. Помощь краткой молитвы в борьбе с бесами

Особенно же часто скорую помощь доставляет молитвенное призывание Господа Иисуса Христа в опасностях от врагов невидимых. Преп. Илия, пустынник Египта, разсказывает о некотором старце, обитавшем в капище. В одно время пришли к нему нечистые духи и сказали: "Выйди из нашего места". "Вы не имеете места", - отвечал старец. Тогда начали они разбрасывать пальмовые ветви, приготовленные для плетения корзин, но старец неутомимо собирал оные. После чего враги схватив его за одежду, повлекли вон, но старец уперся в двери и воскликнул: "Иисусе, помоги мне!" и безплотные злодеи мгновенно разбежались.

Краткая молитва к Иисусу, творимая с верою, оказывает спасительную помощь одержимым бесами.

Св. мученик Вит, призвав имя Господа Иисуса Христа, изгнал беса из мучимого им сына царя Диоклитиана, а св. мученикк Кириак диакон тем же святым призыванием изгнал беса из дочери того-же царя и из дочери царя Персидского; св. мученик Потит, молитвенно призывая Господа Иисуса Христа, изгнал беса из дочери царя Антонина; преп. Иларион Великий, призвав имя Господа Иисуса, изгнал беса из некоего иерусалимлянина Марсита, а другого тем же святейшим именем освободил от легиона бесов. Много бы можно было еще представить спасительных опытов изгнания бесов из одержимых ими молитвой Иисус-Христовой; но, кроме приведенных, мы отметим те из них, которые особенно достойны замечания, и увидим, что сами изгоняемые бесы исповедывали божественную силу молитвенного призывания имени Иисуса Христа.

Так, изгнанный св. мучеником Кириаком из дочери царя Персидского бес, мчась по воздуху, взывал: "О страшное имя, нуждею мя изгоняющее". Подобным образом, когда преп. Патапий встретил одержимого бесом юношу, то бес, вынужденный Божиею силою, взывал: "Воистину страшен еси, Назарянине, воистину страшен, и повсюду на всех область Твоя... единым креста знамением, и единым Твоим именем прогониши мя..." И словом Патапия, призвавшего имя Христово, поверг бес юношу на землю, и, словно дым вышел через уста его.

Посему к тем благоговейным христианам, которые постоянно пребывают в делании непрестанной краткой молитвы ко Господу, нечистые бесы не могут даже и приступить, как обясняют священные повествования.

Жил и подвизался в варяжской пещере Киево-Печерской обители один черноризец, именем меодор, имея богоугодного сподвижника Василия; но был неискусен против наветов и искушений бесовских, от коих оберегал его св. сподвижник Василий. В одно время случилось отлучиться Василию по потребностям монастыря и не видеться с ним около трех месяцев. В это время враг человеческого спасения, воспользовавшись отсутствием Василия, несколько раз являлся ему в виде отсутствующего и наводил на него гибельные искушения, доколе не возвратился преп. Василий и не обличил бывшия с меодором вражеския искушения, и для безопасности меодора дал ему правило не беседовать ни с кем, доколе не сотворит молитву Иисусову. После того меодор всякого приходящаго к нему заставлял творить молитву Иисусову и потом уже беседовал с ним. С того времени бес не дерзал уже являться меодору. Так страшна была для душегубца сия священная молитва! Не случайно ведется добрый обычай в православных монастырях, по которому всякий, приходящий к иноку, творит Иисусову молитву, и может войти только после ответа: "Аминь".

Святые отцы подвижники спасительное действие молитвы Иисусовой против демонов уподобляют действию огня вещественного и говорят, что оно жжет и опаляет их. "Призыванием Христа тайно воюющий супостат поражается и опаляется", - говорит преп. Исихий, пресвитер иерусалимский, каковые слова читаем также в наставлениях блаженных иноков Каллиста и Игнатия. Подобное говорит св. Симеон Новый Богослов: "Ратуют с великим возмущением лукавые бесы и действием страстей творят мятеж и бурю в сердце, но именем Иисуса Христа потребляются и разрушаются, яко же воск от огня".

Повествуется в жизнеописании преп. Парфения, епископа Лампсакийского, что в один дом, в котором делалась материя для царских порфир и одежд, вселился диавол, делал пакости и разстраивал дела, о чем скорбели рабочие и приставники, боясь царского гнева и наказания за погубление материалов. Узнав о сем святитель Парфений пришел в сей дом и запретил демону молитвенным призыванием страшного имени Христова и отогнал его, кричащего во услышание всем, что он отгоняется божественным огнем во огнь геенский. Вот почему, когда только употребляема было против бесов краткая молитва, призывающая Господа, они взывали: "Ты жжешь меня, жжешь меня" ("Дост. сказ. о под. свв. отц.", сказ. 2).

7. Помощь краткой молитвы при кончине

С верою творимая молитва Иисусова и другия краткия молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, оказывают спасительную помощь против демонов при смерти человека и при переходе его в вечность.

Сколь ни жестоко и ни изнурительно бывает мучение бесов над телами одержимых ими, но оно, можно сказать, ничто в сравнении с нападением их на душу, разлучающуюся от тела. Мучение бесов над телом оканчивается смертию человека и, иногда, служит даже ко спасению мучимого ими, как сказано о коринфском грешнике (и Кор. 5, 4). Но нападения их на душу, разлучающуюся от тела, прямо направлены к погибели души. Чтобы смутить душу умирающего, они всегда предваряют явление ангелов, защитников и покровителей наших, и полчищами представляются умирающему в самых мерзских видах своих, напоминая и представляя ему деяния, словеса и помышления лукавые. По разлучении же души с телом они строются в отряды, составляя так называемые мытарства или истязания, каждое по особому роду грехов, и, стараясь возбранить путь шествующей душе, не только представляют ей действительные содеянные грехи, но и клевещут на нее в грехах несодеянных и изглаженных покаянием и таинствами, стараясь сим представлением грехов и клеветами обвинить душу, и, исхитив ее от рук ангелов, низринуть в бездны адовы.

Преп. иоанн Лествичник разсказывает в одном своем слове о предсмертном состоянии некоего Стефана, отшельника пустыни Сиддинской: "За день до разрешения своего от тела, приходит он в изступление ума, и с открытыми глазами озирается на правую и левую сторону одра своего, и как бы допрашиваемый кем-то, в слух всех предстоящих говорит: рДа, так, правда, но за это постился я столько-то летс, и потом опять: рНет, совершенно лжете; не делал я этогос. И еще: рДа, правда, точно так, но я плакал и служил братиямс. И еще: рНет, совершенно клевещете на меняс. Иногда же говорил он иное: рДа, точно так; не знаю, что и сказать против сего, но Бог милостивс. И подлинно ужасное и страшное было зрелище сие - невидимое и безпощадное истязание. И что всего страшнее, обвиняли его в том, что он не делал. Не чудно ли? Безмолвник и отшельник о некоторых грехопадениях своих говорил: рНе знаю, что сказать на сиес, тогда как около сорока уже лет был он монахом и имел слезы".

Также повествуется о предсмертном истязании Константинопольского патриарха Тарасия, истязании исполненном лжи и клевет демонских. А преп. меодора в видении Григорию, ученику преп. Василия Нового, подробно разсказывала о посмертном своем истязании, как повествует св. списатель жития преподобного.

В сие-то ужасное время предсмертных и посмертных истязаний особенно нужна и благодетельна непрестанная молитва Иисусова, совершаемая, доколе человек в теле - устами при участии сердца и ума, а по разрешении от тела - всецело духовно.

"Возлетевши душа по смерти на воздух во двери небесные, с собою и в себе имущи Христа, - говорил преп. Исихий, - ниже тамо врагов своих усрамится, но дерзновенно, якоже ныне, и тогда возглаголет к ним во вратех. Точию до исхода своего да неослабевает вопити ко Господу Иисусу Христу, Сыну Божию, день и нощь, и Той сотворит отмщение вскоре (Лук. 18, 8), по неложному Его и Божественному обещанию".

Подобным образом, говорит другой подвижник, "ратуя и поношая с дерзостию находит враг на душу, исшедшую от тела, клеветник быв горек и страшен о согрешенных. Но возможно есть видети тогда боголюбивую и вернейшую душу, аще и множицею уязвлена бысть грехами, не ужасающуюся оного стремлений же и прещений, но паче укрепляему о Господе и воскрыляему радостию и дерзотвориму наставляющими святыми силами и остеняему светом веры и противовзывающу со многим дерзновением лукавому диаволу, что тебе и нам, чуждый Бога? Что тебе и нам, бежателю небесных и рабе лукавый? Не имаше ты власти над нами, Христос бо Сын Божий над нами и над всеми власть имать: Тому согрешихом, Тому и отвествовати будем, обручение имуще, еже к нам милосердие и спасение крест Его честный, Ты же бежи далече от нас, губителю: ничтоже тебе и рабом Христовым. Сия глаголющей души с дерзновением, убежит диавол, и вопиет, плача, не возмог противостати имени Христову. Душа же парит верху врага, заушающи его. И потом радующися от божественных ангел приносится в места, определенная ей по устроению ея".

Потому, - заключим советом преп. Исихия, - потому до исхода своего да не ослабевает человек взывать ко Господу Иисусу Христу Сыну Божию день и нощь: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!".

8. Доступность краткой молитвы для всех христиан

Вот сколь благодетельна краткая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу и сколь спасительно для верующих благоговейное делание сие!

Но дабы не подумал кто-либо, что указанные чудесные знамения совершали одни только святые, а не мы грешные, нужно припомнить слова Самого Господа, сказанные Им на горе ученикам Его и народу: "Мнози рекут Мне во онь день (то есть в день Страшного Суда): Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отидите от Мене, делающии беззаконие" (Матф. 7, 22-23). Из сих слов Господа видно, что и грешные и отверженные совершали многия знамения, хотя, конечно, не всегда было им это во спасение, но последнее в значительной степени зависит от устроения самого человека. "В начале проповеди, - говорит блаженный меофилакт, изясняя указанные слова Господа, - многие изгоняли бесов, хотя были между ними недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от имени Иисуса. Благодать действует и чрез недостойных, так как мы, например освящаемся и от недостойных священников, и иуда творил чудеса, и сыны Скевы". Сие мнение подтверждает и свят. иоанн Златоуст, обясняя те же слова Господа. Он говорит, что Господь дал и недостойным благодать чудотворения и приводит причину: поскольку тогда при начале Евангельской проповеди нужны были многия доказательства силы Христовой, то и из числа недостойных многие получали дары.

Из сделанных нами указаний на знамения, совершенные кратким молитвенным призыванием Господа Иисуса Христа, ясно видно, что и люди обыкновенные, а иногда даже и язычники, не просвещенные святым крещением, совершали сии дивные знамения, как было сказано об ученике преподобного Пафнутия и дочери азотского язычника, уврачевавших больные свои очи; о священномученике Никоне, который еще до принятия им Христианства, окруженный полчищем врагов, призвав в помощь Господа Иисуса, не только остался невредимым от них, но и обратил их в бегство; о св. мученике Мине и св. великомученике Пантелеимоне, которые также до принятия Христианства с намерением искусить силу Христову, призвав Его - первый исцелил разслабленного, а последний воскресил умерщвленного ехидною отрока. Если неверующие язычники, не знавшие таин веры и нисколько не проникнутые духом ея, а некоторые из них даже с намерением искусить силу Христову прибегали к краткой молитве и совершали сии дивные знамения, то верным ли христианам, коим от Самого Господа обещано совершение именем Его таковых знамений, отказано будет в спасительной пользе делания Иисусовой молитвы?

Только веруй, христианин, в силу и действенность сей сладчайшей молитвы, и не ослабевай с благоговейным вниманием трудиться в ней, как говорит поучающий сему молению один подвижник, из глубины помышления сердечного, не развлекаясь никакими помыслами, - и какия бы ни встретились нужды и обстояния, скорби и болезни, ты собственным опытом узнаешь спасительную силу краткой, но с сердечной верою произносимой, молитвы ко Господу.

9. Молитвенное делание

Наконец, не лишним считаем указать на особый способ совершения молитвы Иисусовой, не как обязательный для всех, но как употребительный святыми отцами - подвижниками-аскетами, который они советуют желающим подвизаться.

Отцы совершали сию молитву не только гласно, но и безгласно и назвали ее умною молитвою. Высшая ступень умной молитвы есть Богом даруемая молитва сердечная.

Умная молитва, по учению отцов, состоит в том, когда молящийся, сосредоточившись, следя за своими помыслами в уме и сердце, и не говоря устами, одним внутренним словом, произносит сию молитву неспешно и внимательно. "Итак, ежели ты брат, - говорит один, поучающий такой молитве, - желаешь скорее быть услышан Богом и получить то, о чем просишь, то подвизайся, сколько можешь, в сей умной молитве, взывая к Богу всем умом и сердцем твоим, чтобы Он помиловал тебя и даровал полезное для твоего спасения; ибо, чем более приносит утомления сия умная молитва в сравнении с молитвою, произносимою и изрекаемою устами, тем скорее достигает слуха Господа, который внятнее слышит умный вопль сердца, нежели гласные звуки уст молящихся".

Итак, ревнующий о преуспеянии во благочестии читатель, при благоговейной и внимательной устной молитве употребляй по силе и возможности и сию умную молитву, и тем скорее и успешнее достигнешь цели твоих прошений. "Учись, - говорит саровский подвижник отец Серафим, - учись умной молитве сердечной, как учат свв. отцы в рДобротолюбиис, ибо Иисусова молитва есть светительник стезям нашим и путеводная звезда к нему".

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас!
Господи, спаси мя недостойного!
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!

Вот вздохи верующей души, вот те "толцыте" (Матф. 7, 7), в дверь милосердия Божия, по звуку которых дверь сия скоро отверзается!

Публикация инока Всеволода (Филипьева).
При подготовке к публикации, текст был стилистически обработан, упорядочен и разделен на главы.

Свято-Троицкий монастырь,
Джорданвилль, США, 2002 г.

 



Хостинг от uCoz